Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Что такое курсовая работа?

Научная деятельность студента в стенах университета начинается с выполнения курсовых работ.

Курсовая работа требует освоения всех основных элементов научно-исследователь- ской деятельности, которая, как мы уже с вами поняли, может вылиться в серьезное и доходное дело. Курсовая работа готовит студента к выполнению более сложных задач, в теме курсовой непременно заложена исследовательская проблема. Освоив методику написания курсовых работ, вы сможете перейти на уровень подготовки дипломного проекта и магистерской диссертации, любой другой научно-исследовательской работе (НИР) или научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработке (НИОКР). Выстроив свою образовательную стратегию, вы сможете из выполненных курсовых работ «сложить» диплом бакалавра. Если вы рациональны и бережливы, своим трудом уже на первом и втором курсе вы создаете большой практический задел и на две трети готовите диплом в ходе своего обучения. Уже в первом семестре попробуйте задать себе вопрос: о чем бы я хотел написать свой предполагаемый дипломный проект?

Например, вы любите рисковать или наблюдать за тем, как рискуют другие. Вы готовы экстраполировать приобретенный вами опыт на современную экономику или политику. Смело ищите в списках предлагаемых тем курсовых что-то, связанное с этой проблемой. Спрашивайте совета у научных руководителей, преподавателей. Ответ наверняка будет где-то рядом, найдутся профессора, готовые поддержать ваши научные устремления. Как минимум, вы прочитаете много интересной научной лите­ратуры и накопите библиографию. А в идеале в файлах и папках вашего компьютера накопятся главы будущего исследования или статьи для научного журнала.

Темы курсовых работ предлагаются и утверждаются кафедрами, там же разра­батываются методические указания по конкретным предметам. Допустима ли здесь «творческая самодеятельность широких студенческих масс»? Да, допустима. Вы вправе предложить собственную тему курсовой, если убедите научных сотрудников кафедры (или заведующего кафедрой) в целесообразности ее разработки. Методика разработки останется при этом прежней.

Настаивайте на публичной защите курсовых работ. Так вы получите навык пуб­личных выступлений перед благожелательной аудиторией своих сокурсников и благо­склонных профессоров. Они не поскупятся на аплодисменты, даже если ваши первые опыты будут скромны. «Не откладывайте на завтра то, что может вам пригодиться послезавтра!»

Объем курсовой работы может колебаться в пределах от 20 до 40 страниц. Ста­тистику о тексте вам подскажет ваш компьютер. Курсовая работа не претендует на научную новизну. От вас обычно ждут умения сформулировать цели и задачи при изучении темы, а также обзора решения темы одним автором или группы исследо­вателей. Предполагается также, что вы познакомитесь с основными публикациями на предложенную вам тему.

Помните, что лучшие дипломные работы почти во всех университетах вашими преподавателями будут выставляться на различные конкурсы, в том числе межву­зовские и международные. Мал может быть ваш золотник, но очень дорог!

Введение и заключениевы удивитесь — рекомендуется писать после того, как материал к основной части курсовой работы уже проработан. Дело в том, что введе­ние — это очень важная часть исследования, в нем формулируется его актуальность, цель и задачи, которые требуется решить для достижения цели. Нужно быть трени­рованным в научных исследованиях человеком, чтобы написать работу от первой строчки до последней. Давайте рассмотрим структуру курсовой работы. В заключении вы сформулируете выводы из проведенного вами исследования.

Введение ориентирует потенциального читателя (это может быть не только веду­щий преподаватель) в том, как вы предполагаете раскрыть тему.

Актуальность — обязательное требование к любому научному исследованию. Формулирование актуальности показывает, под каким углом автор собирается подой­ти к избранной им теме, как он ее понимает и оценивает с позиций своевременности и значимости для общества. Актуальность косвенно характеризует научную зрелость и профессиональную подготовку автора исследования.

Формулировки актуальности должны быть краткими и емкими.

Вслед за актуальностью вы сообщите городу и миру о том, какую большую под­готовительную работу вы провели, а именно, сделаете письменный краткий обзор изученной вами литературы по теме. Этот обзор плавно подведет читателя к тому выводу, что выбранная вами тема еще до конца не изучена другими исследователями, либо изучена частично или в другом аспекте, в применении к другому объекту исследования.

Обзор литературы должен быть логичен. Вы должны продемонстрировать свое умение систематизировать источники по их значимости, критически оценить сделанное до вас другими исследователями. Наверняка вы найдете два-три классических труда или монографии по теме, а также журнальные и другие публикации. Хронологический порядок в составлении обзора не приветствуется, здесь важнее показать логическую связь и последовательность, которую вы продемонстрируете в выборе источников. К источникам надо подходить без научного трепета. Вы вправе делать их критический разбор и, наконец-то, в очередной раз «сбросить их с парохода современности». Это уже многие делали до вас и убедились, что классики, несмотря на дряхлость, до сих пор хорошо плавают и позволяют каждому новому поколению студентов в своих курсовых и дипломных проектах заново изобретать секс и новую экономику!

В обзоре литературы не увлекайтесь объемом. Предположим, что вы очень усид­чивы и изучили горы литературы по теме. Не надо перечислять все прочитанное. Вас оценят по тому, как точно вы выбрали из первичной информации то, что касалось непосредственно узкой темы исследования. Обращайте внимание на самые свежие публикации, возможно, что над вашей актуальной темой именно сейчас работают коллеги — исследователи из других российских и зарубежных вузов. Будет обидно, если оценку вам снизят только из-за того, что вы поленились лишний раз обратиться к интернету или библиотечному каталогу.

От формулировки проблемы, заявленной вами в актуальности исследования и доказательства того, что вы являетесь первопроходцем в узкой части обозначенной проблемы, можно переходить к формулировке цели и задач исследования.

При подготовке этого раздела не поленитесь посоветоваться с вашим научным руководителем. Должен сказать, что этот раздел всегда читается рецензентами с осо­бой пристальностью и пристрастием. Если цель выбрана неточно, а решение задач (обычно 3-5) не ведут к достижению этой цели, работу можно считать проваленной.

Постановка задач обычно делается в форме перечисления, а описание их решения лягут в основу глав вашей исследовательской работы.

Ваша курсовая работы будет основана на подтверждении высказанных вами гипотез. Общую гипотезу можно конкретизировать несколькими дополнительны­ми частными гипотезами. Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых вами явлений. Гипотезу невозможно доказать. Ее можно подтверждать до тех пор, пока один из исследователей не опровергнет ее. История науки знает много ошибочных гипотез, существовавших тысячелетия или столетия. Чего стоит геоцентрическая система мироздания или гипотеза о том, что бактерии ведут к заболеваниям? Сегодня мы значительно больше Птолемея знаем об устройстве Вселенной, знаем также, что бактерии вызывают только 5% заболеваний, остальные — «на совести» вирусов. Многочисленными научными исследованиями и опытами сту­дентов подтверждено, что прием внутрь некоторых бактерий, как и пива, бьюает не только вредным, но и полезным.

Обязательным элементом введения является обозначение объекта и предмета исследования. Исследуя сходства и различия между объектами реальности, человек выделяет отдельные объекты, определяет их как предметы изучения. Выделенные из объективной реальности объекты становятся предметами деятельности человека, каждый из которых, в свою очередь, может стать предметом специфической области знаний.

Объект — это часть объективной реальности, которую вам предстоит выделить и изучать, а предмет исследования — это совокупность знаний об объекте и сам объект в процессе исследования. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существен­ные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Поясним на примере. Человек — объект исследования. Для психолога предмет — это поведение человека, для социолога предмет исследования — общественное пове­дение человека, для врача общей практики — физиологическое состояние.

Во введении вы также обязаны сделать ссылку на используемые методы исследо­вания, о которых мы поговорим позже.

Компоновка курсовой работы должна выглядеть следующим образом:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Введение
  4. Основная часть, состоящая из глав или параграфов
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы
  7. Приложения

Введение в курсовой работе — это обычно 3–4 страницы машинописного текста. Основная часть обычно состоит из 2–3 глав, которые, в случае необходимости, вы разделите на параграфы. Продумайте соразмерность структуры. Объем парагра­фа не может превосходить объем главы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичны и соответствовать их содержанию.

Ваша главная задача при написании основной части курсовой работы — обоб­щение текстов и сведении, полученных вами из различных источников. Рекомен­дуется одну из глав посвятить описанию методик и техник конкретного авторского исследования. В отдельную главу выносятся тогда и сами результаты эмпирическо­го исследования. Методики практических исследований зависят от предметной области, а специальные методические рекомендации по исполнению такого рода курсовых работ предоставляются ведущей кафедрой и научным руководителем. Обычно практическая часть курсовой работы невелика, но ее цель — научить вас практическим, эмпирическим, статистическим, аналитическим и другим методам конкретной науки.

Заключение содержит краткое изложение выводов по проведенному вами иссле­дованию. Заключение обусловлено логикой вашей работы. Вы должны найти баланс между общей целью заявленного вами исследования и практическими результатами, полученными в его ходе.

Не забудьте указать, в чем заключался главный смысл проделанной вами работы, какие побочные и дополнительные результаты были вами получены, какие новые задачи встали перед вами в ходе исследования. Иногда полезно указать возможные пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, сформулировать задачи для ваших последователей.

Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами. Вы легко найдете их у университетской библиотеке. Не вносите в список библиографии книги, с которыми вам не удалось познакомить­ся — можете нарваться на неприятный дополнительный вопрос при защите. Список источников для курсовой работы обычно колеблется от 15 до 20.

 

Популярные статьи по диплому

Предыдущая Следующая

Обоснование актуальности темы при написа…

Дополнительные баллы за дипломную работу или магистерскую диссертацию вам зачислят за то, правильно ли вы сумели выбрать тему, правильно ли вы ее понимаете и оцениваете с точки зрения социальной значимости. Много слов для обоснования выб...

07 Апр 2014

Подробнее

Подготовка презентации и публичная защит…

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите бле­стящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. По­словицу «словам должно быть тесно, мыслям — просторно» никто не отменял. Ваш доклад до...

07 Апр 2014

Подробнее

Эмпирические и теоретические методы иссл…

К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или не...

07 Апр 2014

Подробнее

Последние статьи по диплому

Предыдущая Следующая

Цели и задачи при написании диплома, кур…

Еще раз напомню, что начинать работу все же следует не с формулировки темы, а с определения цели исследования. Логика изложения материала выверена веками, она сложилась еще во времена научных диспутов времен Исаака Ньютона. Если цель в...

08 Апр 2014

Подробнее

Подготовка презентации и публичная защит…

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите бле­стящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. По­словицу «словам должно быть тесно, мыслям — просторно» никто не отменял. Ваш доклад до...

07 Апр 2014

Подробнее

Что такое курсовая работа?

Научная деятельность студента в стенах университета начинается с выполнения курсовых работ. Курсовая работа требует освоения всех основных элементов научно-исследователь- ской деятельности, которая, как мы уже с вами поняли, может вылитьс...

07 Апр 2014

Подробнее