Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Использование методов научного познания при написании диплома, курсовой или магистерской работы

Успешность выполнения диплома или диссертации в наибольшей степени будет за­висеть от вашего умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной вами цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные. В их методологическую основу положены критерии объективности, соответствия истине, моральные критерии.

Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое раз­витие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико- методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

С недавних пор среди специалистов по компьютерным технологиям термин «мето­дология» приобрел новое звучание. Программисты, специалисты по искусственному интеллекту под методологией стали понимать тип стратегии, тот или иной общий метод создания программ. Говоря другими словами, наряду с методологией науч­но-исследовательской деятельности сформировалась и методология практической деятельности. Их, по мнению авторов, надо рассматривать с позиций современного проектно-технологического типа организационной культуры.

Принято считать, что объективной причиной появления неоднозначных толкова­ний понятия «методология» стал переход человечества в постиндустриальную эпоху, сопровождаемую продвижением к информационному обществу и глобализации, изменением роли науки.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавлен- ность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, то общенаучным понятиям присуще большей частью абстрактно-общее, одинаковое, что позволяет выразить их абстрактно-фор­мальными средствами. Важным критерием «философичности», «диалектичности» того или иного «мыслительного формообразования» является его вовлеченность в решение основного вопроса философии.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаи­модействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функцио­нальный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других. Тех, кто глубже заинтересуется этой темой, отсылаю к специальной литературе в предметой области.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифуркация», «сингулярность» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с ря­дом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и т. д.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что они являются связующим звеном философского и частнонаучного знания, а также соответствующих методов. Попытки выразить специально-научное содержание на языке философских категорий бывают, как правило, неконструктивными и малоэффективными.

Большинство проблем конкретных наук и даже отдельные этапы исследования потребуют от вас применения специальных методов решения. Они изучаются, раз­рабатываются и совершенствуются. Разработка новых методов — крупная научная задача, с практической точки зрения вам лучше воспользоваться уже существующими методами, чем изобретать новые. Помните, что методы решения задач исследования никогда не бывают произвольными, потому что определяются характером исследуе­мого объекта.

Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые, в отличие от спе­циальных методов, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

  • методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, экс­перимент);
  • методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне ис­следования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, модели­рование и др.);
  • методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкрет­ному и др.).
 

Популярные статьи по диплому

Предыдущая Следующая

Обоснование актуальности темы при написа…

Дополнительные баллы за дипломную работу или магистерскую диссертацию вам зачислят за то, правильно ли вы сумели выбрать тему, правильно ли вы ее понимаете и оцениваете с точки зрения социальной значимости. Много слов для обоснования выб...

07 Апр 2014

Подробнее

Подготовка презентации и публичная защит…

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите бле­стящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. По­словицу «словам должно быть тесно, мыслям — просторно» никто не отменял. Ваш доклад до...

07 Апр 2014

Подробнее

Эмпирические и теоретические методы иссл…

К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или не...

07 Апр 2014

Подробнее

Последние статьи по диплому

Предыдущая Следующая

Цели и задачи при написании диплома, кур…

Еще раз напомню, что начинать работу все же следует не с формулировки темы, а с определения цели исследования. Логика изложения материала выверена веками, она сложилась еще во времена научных диспутов времен Исаака Ньютона. Если цель в...

08 Апр 2014

Подробнее

Подготовка презентации и публичная защит…

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите бле­стящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. По­словицу «словам должно быть тесно, мыслям — просторно» никто не отменял. Ваш доклад до...

07 Апр 2014

Подробнее

Что такое курсовая работа?

Научная деятельность студента в стенах университета начинается с выполнения курсовых работ. Курсовая работа требует освоения всех основных элементов научно-исследователь- ской деятельности, которая, как мы уже с вами поняли, может вылитьс...

07 Апр 2014

Подробнее