Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Выбор научного руководителя при написании диплома, курсовой и магистерской работы

Со всей возможной ответственностью отнеситесь к выбору научного руководите­ля вашего диплома или диссертации. В связи с переходом на Болонскую систему образования, когда студенту бакалавру за первые три-четыре года образования нужно получить обзорные сведения по основным предметам, изучаемым в уни­верситетах, и при этом подчас думать о подработке «на пропитание», о глубоких знаниях в предметных областях говорить не приходится.

Сегодня принято оглядываться на зарубежный опыт. Во многих европейских университетах научной работой нескольких студентов руководит наставник — тьютор, который опекает их ежедневно, проверяет выполнение научных и учеб­ных заданий, причем таких подопечных у каждого тьютора может быть только один или два за весь академический год. Группы в американских университетах малочисленны, состоят из 10–15 человек, а за обучение студенты или их родите­ли платят столько (напомню, во много раз больше, чем в России), что студентам экономически выгодно использовать весь научный багаж своего научного руко­водителя, что они с удовольствием и делают.

Российская высшая школа до недавнего времени была поставлена в такие условия, когда большинству студентов скорее была нужна «корочка» об окончании вуза, а не схоластические знания, а преподаватели закрывали глаза на поверхно­стные знания студентов по экономическим причинам.

Сегодня ситуация меняется. В 2012 году в вузы по демографическим причинам придет в два раза меньше выпускников школ, чем в 2010: 700 тысяч вместо 1млн 300 тысяч. За этой статистикой последуют изменения предпочтений в выборе вузов выпускниками и подборе студентов для вузов.

Сформировалась лидирующая двадцатка престижных вузов с высоким кон­курсом хорошо подготовленных абитуриентов, и еще 80–100 вузов, которые смогут экономически «свести концы с концами». Остальные будут обречены на прозябание. Ситуация может вернуться к временам середины прошлого века, когда только 20% выпускников школ поступали в вузы, остальные шли за производство и возлагали надежды на профессиональное, а не универсальное образование.

В условиях медленного подъема уровня среднего образования после его обваль­ной деградации в течение нескольких десятилетий, сегодня трудно представить себе абитуриента гуманитарного вуза, выпускника провинциальной или даже столичной школы, учившего латынь, арамейский или древнегреческий, древне­русский или церковно-славянский язык. В то же время универсальное образо­вание мирового уровня в классической филологии, юриспруденции, философии, истории искусств без знаний древних языков весьма проблематично. Это первая ступень «разгонного блока» вашей мечты, которая может не сработать при об­разовательном старте.

На лекции перед профессором сидит от полусотни до нескольких сотен сту­дентов. «Активистов», профессор запомнит в лицо, или, возможно, по фамилии. В эту же референтную группу, уверяю вас, попадут «выдающиеся» нарушители дисциплины, чьи знания будут «особо» проверены на экзамене. Если у профессора есть ассистент, младший преподаватель или аспиранты, которые ведут семинарские занятия, они расскажут профессору о своих «активистах». В результате в круге зрения преподавателей будет всего несколько десятков студентов, которых они и будут «обучать», к кому профессор будет обращаться с преподавательской ка­федры в лекционном зале. Попасть в число «обучаемых» — вторая ступень этой условной ракеты.

В «активной» группе будет, в основном, коммуникабельная молодежь, вырос­шая в высокообразованной среде, посещавшая в своих городах выставки и кон­церты, бывавшая за границей, принимавшая участие в конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях и конференциях. Остальным не так повезло со стартовой «питательной» средой, и годы студенчества для них — отличный шанс вырасти над своими менее любознательными сверстниками. Использование этого шан­са — ваша третья ступень. Чем слабее был разгон на первом этапе, тем больше усилий вам придется приложить в стенах университета. Получение диплома — это промежуточная цель, на этом этапе ваше образование не кончается, сегодня оно продолжается всю жизнь.

Иногда тема будущей дипломной работы или диссертации всплывает сама из совокупности лекционных материалов и научных изысканий. Но, увы, скорее всего такая самостоятельность ведет к еще одному «изобретению велосипеда» (утешьте себя тем, что вы проскочите мимо изобретения вечного двигателя, что гораздо менее перспективно с точки зрения защиты).

Не мудрствуя лукаво, примите смелое решение, а именно, направляйтесь в деканат и на выпускающую кафедру. Там вам предложат список тем, которые интересны кафедре в текущем году. Позже с помощью научного руководителя вы сможете скорректировать тему в интересную для вас сторону.

Часто научный руководитель или кафедра будут стараться навязать вам тему. Отбивайтесь, если чувствуете свою силу, ведь вы собрались написать диплом на 100 баллов, а не отделаться от него любой ценой!

При выборе темы попробуйте последовать четырем советам, которые дает У. Эко:

  • Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента, то есть слу­жить продолжением сданных вами экзаменов, прочитанным по специальности книгам, а также вашей политической, идейной и духовной культуре.
  • Основные тексты должны быть достижимы, то есть физически вам доступны.
  • Основные тексты должны быть постижимы, то есть интеллектуально вам посильны.
  • Избранная методология должна реально соответствовать вашим реальным возможностям.

Правильно выбирайте руководителя вашего диплома, настаивайте на том, что именно этот профессор или доцент наилучшим образом поможет вам рас­крыть свой творческий потенциал. Озаботьтесь выбором научного руководителя пораньше, чтобы «не поспеть к шапочному разбору». К сожалению, мы сплошь и рядом сталкиваемся со случаями, когда преподаватель соглашается на научное руководство дипломом по дружбе, по тщеславию или по наплевательству, помощи дипломнику от такого руководителя ждать не приходится.

 

Популярные статьи по диплому

Предыдущая Следующая

Обоснование актуальности темы при написа…

Дополнительные баллы за дипломную работу или магистерскую диссертацию вам зачислят за то, правильно ли вы сумели выбрать тему, правильно ли вы ее понимаете и оцениваете с точки зрения социальной значимости. Много слов для обоснования выб...

07 Апр 2014

Подробнее

Подготовка презентации и публичная защит…

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите бле­стящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. По­словицу «словам должно быть тесно, мыслям — просторно» никто не отменял. Ваш доклад до...

07 Апр 2014

Подробнее

Эмпирические и теоретические методы иссл…

К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или не...

07 Апр 2014

Подробнее

Последние статьи по диплому

Предыдущая Следующая

Цели и задачи при написании диплома, кур…

Еще раз напомню, что начинать работу все же следует не с формулировки темы, а с определения цели исследования. Логика изложения материала выверена веками, она сложилась еще во времена научных диспутов времен Исаака Ньютона. Если цель в...

08 Апр 2014

Подробнее

Подготовка презентации и публичная защит…

Немало средних по классу дипломов и диссертаций было спасено на защите бле­стящими презентациями. Блестящую презентацию не создать на пустом месте. По­словицу «словам должно быть тесно, мыслям — просторно» никто не отменял. Ваш доклад до...

07 Апр 2014

Подробнее

Что такое курсовая работа?

Научная деятельность студента в стенах университета начинается с выполнения курсовых работ. Курсовая работа требует освоения всех основных элементов научно-исследователь- ской деятельности, которая, как мы уже с вами поняли, может вылитьс...

07 Апр 2014

Подробнее