Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Выявление метода исследования при написании кандидатской диссертации

Прежде всего следует отметить, что у российских соис­кателей (за редким исключением) наблюдается очень низкая методологическая культура. Как правило, ука­зание методологических основ они считают формаль­ностью, а сами методы знают только по названиям, не умеют правильно использовать и, соответственно, обо­сновывать целесообразность их применения. Такая си­туация, в общем-то, объяснима: методологии не учат в школе, а в высших учебных заведениях с методами знакомят «постольку-поскольку». К сожалению, не у всех есть возможность обучения в аспирантуре, где как раз этому учат, поэтому необходимо краткое изложе­ние сути вопроса.

Под методологическими основами понимают те или иные теории, концепции, на которых строится иссле­дование. Любой диссертант начинает работу не «с нуля», ведь до него тоже проводились исследования, поэтому важно указать, чьи работы стали для вас опо­рой, своеобразной «точкой отсчета». И если при анали­зе состояния вопроса (или литературных источников) в первой главе диссертант должен сослаться на все извест­ные ему теории, объясняющие, решающие данную проблему, то при описании методологических основ он обычно указывает только одну-две базовые работы, те, на которых строится его научная позиция.

Сегодняшним соискателям крупно повезло, по­скольку «общегалактическим» методом научного по­знания еще недавно считался диалектический и исто­рический материализм. Он определял позицию каждо­го советского ученого и действовал во всех сферах науки и на всех этапах исследований. Сегодняшним со­искателям остается освоить самую малость: общенауч­ные (эксперимент, абстрагирование, обобщение, ин­дукция, дедукция и др.) и специальные (применяемые в конкретной области знаний или науке) методы науч­ного познания, и научиться корректно использовать эти методы в работе.

Значимость правильного выбора методов для осуще­ствления конкретного научного исследования, способ­ность соискателя обосновать свой выбор, умение прове­рить достоверность и закономерность полученного ре­зультата другим способом приводит к тому, что в диссертационной работе методы научного познания становятся объектом пристального внимания и их вы­бор должен быть обоснован соискателем не раз.

Во-первых, применяемые методы необходимо пере­числить во Введении к автореферату и к диссертации. Во-вторых, при описании хода исследования в основ­ных главах работы должен быть обоснован выбор каж­дого метода, а также планируемый и реальный резуль­тат его применения. Лучше не лениться и сделать эту работу, поскольку на защите диссертации вас обяза­тельно спросят, каким образом, какими методами по­лучены результаты (цифры, утверждения, формулы и т. д.), и если вы не ответите — GAME, что называет­ся, OVER,— какой вы после этого научный работник?!

Перечислить специальные методы научного позна­ния в рамках данного издания нереально. Однако не­которые из общенаучных методов, которые помогут вам понять, с чего начинать исследование, и наметить основные его этапы, обозначить можем.

Итак, существуют два основных уровня научного познания — эмпирический и теоретический. А по­скольку методы познания достаточно тесно взаимосвя­заны, то многие авторы выделяют группу эмпиричес­ки-теоретических методов, которые применяются на обоих уровнях исследования.

1. Эмпирические методы познания (при­родный или социальный объект исследования):

Наблюдение. Данный метод опирается на работу ор­ганов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Основная задача — выявить и зафикси­ровать поведение объекта познания в естественных условиях, в соответствии с программой исследования. Отсюда — требования к данному методу:

  • планомерность;
  • целенаправленность;
  • активность;
  • систематичность.

Результат наблюдения не зависит от воли, чувств и желаний субъекта (наблюдателя) и дает первичную ин­формацию о мире, об объективных свойствах и отноше­ниях реально существующих предметов и явлений. Приборы, используемые в современной науке для на­блюдений, только усиливают работу органов чувств, не искажая при этом реальной картины мира.

Эксперимент (частный случай наблюдения). Дан­ный метод подразумевает вмешательство в естествен­ные условия существования предметов и явлений, то есть изучение того или иного явления в «чистом виде»:

исследование свойств объектов действительнос­ти в экстремальных условиях;
проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях (определенная сис­тема операций с объектом познания без осложня­ющих процесс сопутствующих обстоятельств).

Эксперимент повторяем и может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с его моделью — «заместителем» объекта в познании.

Сравнение. Метод основан на выявлении сходств и различий предметов и явлений действительности. При этом:

  • между сравниваемыми предметами, явлениями должна существовать объективная общность;
  • сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.

Измерение. Метод предполагает определение чис­ленного значения некоторой величины посредством

2. Эмпирическо-теоретические методы исследований:

Аналогия. На основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных при­знаков делается умозаключение о наличии у одного из предметов исследования конкретного признака. Ос­новные требования (условия): число общих признаков должно быть как можно большим, признаки должны быть существенными и переносимый признак должен быть связан с общими существенными признаками.

Обнаруживая, открывая объективное единство, общ­ность признаков и их проявление у предметов и явле­ний природы и общества, аналогия дает толчок для высказывания новых предположений о развитии того или иного явления.

Абстрагирование. Этот метод предполагает мыслен­ное отвлечение от несущественных свойств, связей, от­ношений, предметов и одновременное выделение, фик­сирование одной или нескольких интересующих иссле­дователя сторон этих предметов. Необходимые условия при использовании метода — конкретность и объектив­ность.

Результатом процесса абстрагирования является по­строение абстракции в виде теории, закона, гипотезы и т. д., что формирует новое знание о некоторых сторо­нах изучаемых объектов.

Формализация. Метод подразумевает изучение раз­нообразных объектов путем отображения их содержа­ния и структуры в знаковой форме, при помощи «ис­кусственных» языков (математический, химический и др.). При этом обеспечивается краткость и четкость фиксации знаний, однозначность трактовки терминов, строгость и четкость рассуждений, доказательность выводов.

Эффективность метода в значительной степе­ни определяется тем, насколько правильно выявлено главное, сущностное в содержании объекта.

Анализ (исследование путем разложения предмета на составные части) и синтез (соединение полученных при анализе частей в нечто целое). Имеют несколько разновидностей:

прямой (эмпирический) метод анализа/синтеза подразумевает выделение отдельных частей объек­та, обнаружение его свойств, простейших измере­ний, фиксации непосредственно данного, лежа­щего на поверхности общего;
возвратный (элементарно-теоретический) ме­тод проводит операции анализа и синтеза не меха­нически. Он базируется на некоторых теоретиче­ских соображениях, в качестве которых может выступать предположение о причинно-следствен­ной связи различных явлений, о действии какой- либо закономерности;
структурно-генетический — предполагает вы­членение в сложных явлениях таких элементов, которые представляют самое главное в них, то, что оказывает влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Индукция. Это метод умозаключения, при котором на основе эмпирических данных строятся теоретичес­кие знания. Здесь движение мысли происходит от ме­нее общих положений к более общим — на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом. Данный метод имеет прямую связь с опытом и экспериментом.

Дедукция. Теоретически обосновывает полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетичес­кий характер и превращает в достоверные знания. Ме­тод подразумевает движение от более общих суждений к частным, использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

3. Теоретические методы исследований (идеализированный объект исследования):

Метод восхождения от абстрактного к конкрет­ному. Данный метод позволяет расчленить единый объект, описать его при помощи множества понятий и суждений, превращая в совокупность зафиксирован­ных мышлением абстракций, односторонних опреде­лений. Затем происходит движение мысли от абстракт­ных определений объекта, от абстрактного в познании к конкретному в познании. Восстанавливается исход­ная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в процессе мышления.

Идеализация. Для осуществления научного иссле­дования широко используются идеальные объекты, не существующие в действительности. Мысленное конст­руирование таких объектов и называется идеализаци­ей. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущ­ность изучаемого процесса. Идеальные объекты позво­ляют значительно упростить сложные системы; слож­ный процесс представляется в «чистом» виде, что зна­чительно облегчает выявление существенных связей и отношений, формулирование законов.

Формализация. Метод изучения объектов путем ото­бражения их содержания и структуры в знаковой форме. Это происходит при помощи разных «искусственных» языков — математического, химического и других. Ме­тод обеспечивает полноту обозрения определенной об­ласти проблем и использует обобщенный подход к их решению. Формализации свойственна краткость и точ­ность фиксации знания, однозначность терминов, от­сюда — четкость и строгость рассуждений, доказатель­ность выводов при использовании метода. Эффектив­ность метода определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, его сущ­ность.

В идеале, соискателю необходимо знать общенауч­ные методы исследования, специфические методы на­учного познания, сопоставить их и выбрать необходи­мые для проведения конкретного исследования. Кроме того, приветствуется применение в диссертациях част­ных методов смежных наук, особенно при исследова­нии сложных объектов и рассмотрении вопросов взаи­модействия наук.

Конечно, в диссертациях используются и более сложные методы, способы и подходы, например системно-деятельностный. Каждый из них достоин от­дельной монографии, поэтому называть и описывать их в рамках данной книги не имеет смысла, ограни­чимся минимумом.

Учитывая тот факт, что некоторые соискатели о методах исследования вспоминают на стадии ли­хорадочного окончания оформления работы, ре­ально будет воспользоваться приведенным переч­нем методов, прикинув, на характерные призна­ки какого метода похожи ваши собственные изыскания, и обозначить их соответственно.

 

Популярные статьи по диссертации

Предыдущая Следующая

Научная новизна и практическая значимост…

Отмечая признаки новизны в диссертации, ее практи­ческую и теоретическую значимость, следует избегать крайностей: писать о собственном «существенном вкладе в науку и практику» или чрезмерно скромни­чать. Кроме того, при выявлении новизны...

08 Апр 2014

Подробнее

Выявление объекта и предмета исследовани…

С объектом и предметом исследования у диссертантов всегда наблюдается путаница. Попробуем разобраться. Как правило, понятия объект и предмет довольно часто воспринимаются как синонимы, как тожде­ственные понятия, и четких различий между ...

08 Апр 2014

Подробнее

Список литературы при написании кандидат…

Список представляет собой самостоятельную творчес­кую работу диссертанта. Все издания, которые имели какое-то значение для вашей работы, должны быть обязательно упомянуты в списке литературы. Степень их влияния на ваше ис­следование опр...

08 Апр 2014

Подробнее

Последние статьи по диссертации

Предыдущая Следующая

Стоимость обучения в аспирантуре

Согласно закону, в России обучение в аспирантуре производится за счет государства. Другое дело, что количество мест в аспирантуре в каждом вузе ограниченно. В аспирантуре крупных городов, например, традиционно высокий конкурс, и те, кто не ...

17 Апр 2014

Подробнее

Важность степени кандидата наук для рабо…

Степень кандидата наук и формализованная защитная система диссертаций оказались консервативными институтами и очень слабо реагируют на социально-экономическую ситуацию. В итоге содержание российского образования после ВУЗа зачастую слабо от...

10 Апр 2014

Подробнее

Что такое кандидатская диссертация?

Диссертация — это, прежде всего, квалификационная работа. То есть соискатель должен продемонстриро­вать научному сообществу не только готовность всту­пить в его ряды, но и доказать, что он действительно достоин этого. Соискатель провод...

08 Апр 2014

Подробнее