Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Выявление объекта и предмета исследования при написании кандидатской диссертации

С объектом и предметом исследования у диссертантов всегда наблюдается путаница. Попробуем разобраться.

Как правило, понятия объект и предмет довольно часто воспринимаются как синонимы, как тожде­ственные понятия, и четких различий между ними диссертантами не проводится. Поэтому объектом очень часто называют широкую исследовательскую область, а предметом — более узкую ее часть, что не­правомерно.

В научных теоретических исследованиях объект ис­следования — это то, что исследуется: объект или явле­ние, порождающее проблемную ситуацию. Это сово­купность свойств, связей и отношений, которые суще­ствуют независимо от субъекта — исследователя (что в данном случае можно ассоциировать с выражением «объективная реальность»). Объект всегда должен на­ходиться в области данной науки и не выходить за ее пределы.

Предмет формируется (определяется, выявляется) самим исследователем, исходя из накопленных знаний об объекте исследования. Предмет — это то, что в гра­ницах научного объекта получает научное объяснение. Это сторона, аспект или точка зрения, с которой дис­сертант изучает объект, своего рода границы, в преде­лах которых изучается объект.

Объект и предмет соотносятся между собой как об­щее и частное; предмет находится «внутри» объекта и является сосредоточением пристального внимания диссертанта, определяя, конкретизируя тему диссер­тационной работы, выявляя главные, существенные признаки объекта,— исходя из выбранного направле­ния исследования.

Один и тот же объект может изучаться многими на­уками, каждая из которых имеет свой особый предмет познания. Например, общество как объект изучается историей, социологией, демографией, при этом каждая из наук имеет свой предмет изучения. То есть объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития, а предмет определяет границы, в которых изучается данный объект: что именно в свой­ствах, связях и законах развития изучаемого объекта будет исследовано в конкретной работе.

Попробуем подробнее разобраться на примерах. Объектом Исследования может быть технология, а предметомее специфические особенности. Объект — сложная система, предмет — закономерности ее орга­низации. Объект — стол, предмет — характеристики его устойчивости. Вообще-то у одного объекта может быть несколько предметов изучения, но соискателю для работы необходимо остановиться только на одном из них.

В силу разного рода причин диссертантам иногда удается выделить только объект изучения. Выявив также и предмет исследования, соискатель существен­но поможет себе, поскольку его работа станет целена­правленной, более конкретной и четкой.

Следующим этапом развития идеи в диссертации становится постановка цели и конкретных задач.

Цель — это конечный результат исследования, ре­шение научной проблемы, то есть то, к чему в итоге мы должны прийти. Определение цели происходит на начальном этапе исследования, и цель по сути в течение работы меняется редко, может меняться только ее формулировка. Содержание диссертации следует постоянно проверять на соответствие цели, поскольку у автора есть риск «заблудиться» в мате­риале: изучение дополнительных аспектов проблемы может увести исследование от первоначальной цели или «перегрузить» работу лишним материалом. Это на будущее.

Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать», «обосновать», «выявить». Казалось бы, ничего сложного. Однако диссертанты очень часто не­правильной формулировкой запутывают себя, делают цель расплывчатой.

Кроме того, очень часто научную цель исследова­ния подменяют целью практической: «Оптимизация процесса получения…» или «Совершенствование спо­собов обработки…». Конечно, при определенном ус­ловии научные результаты могут развиться до прак­тических результатов, но мы (не забывайте!) пишем научную работу, поэтому и говорить нужно о науке: «разработать критерии отбора», «выявить особеннос­ти» и т. д.

В соответствии с целью исследования формируется ряд задач. Задачи, поставленные диссертантом в нача­ле работы, могут значительно измениться к моменту ее завершения, так как:

  • не всегда удается решить поставленную задачу с помощью известных методик, а смена методики мо­жет потребовать изменения задач исследования;
  • результаты, полученные во время исследова­ния, могут не соответствовать ожидаемым, что тоже потребует смены задач.

Диссертанты часто ставят слишком много задач — шесть-семь. Для докторской диссертации это допусти­мо, а для кандидатской достаточно трех-четырех. Формулироваться они должны в форме перечисления: изу­чить, описать, составить, установить, выявить и т. п. Тщательно сформулировав задачи, вы облегчите себе работу, поскольку описание решения этих задач со­ставляет содержание глав диссертационной работы, а формулировки задач — названия глав диссертации. Кроме того, выводы диссертации должны показать, как решены задачи исследования, и доказать, что они действительно решены.

Обратите внимание: изучение состояния теории и практики исследуемой области знания — это не­обходимое условие написания любой научной ра­боты, но не задача. Задачей может быть исследо­вание причин возникновения определенного яв­ления в теории и практике, тенденции его развития. Также не следует делать одной из задач диссертации уточнение понятийного аппарата. Во-первых, для кандидатской диссертации эта за­дача не основная, а во-вторых, уточнение необ­ходимо скорее соискателю для «внутреннего пользования», чем для развития науки.

 

Популярные статьи по диссертации

Предыдущая Следующая

Научная новизна и практическая значимост…

Отмечая признаки новизны в диссертации, ее практи­ческую и теоретическую значимость, следует избегать крайностей: писать о собственном «существенном вкладе в науку и практику» или чрезмерно скромни­чать. Кроме того, при выявлении новизны...

08 Апр 2014

Подробнее

Выявление объекта и предмета исследовани…

С объектом и предметом исследования у диссертантов всегда наблюдается путаница. Попробуем разобраться. Как правило, понятия объект и предмет довольно часто воспринимаются как синонимы, как тожде­ственные понятия, и четких различий между ...

08 Апр 2014

Подробнее

Список литературы при написании кандидат…

Список представляет собой самостоятельную творчес­кую работу диссертанта. Все издания, которые имели какое-то значение для вашей работы, должны быть обязательно упомянуты в списке литературы. Степень их влияния на ваше ис­следование опр...

08 Апр 2014

Подробнее

Последние статьи по диссертации

Предыдущая Следующая

Стоимость обучения в аспирантуре

Согласно закону, в России обучение в аспирантуре производится за счет государства. Другое дело, что количество мест в аспирантуре в каждом вузе ограниченно. В аспирантуре крупных городов, например, традиционно высокий конкурс, и те, кто не ...

17 Апр 2014

Подробнее

Важность степени кандидата наук для рабо…

Степень кандидата наук и формализованная защитная система диссертаций оказались консервативными институтами и очень слабо реагируют на социально-экономическую ситуацию. В итоге содержание российского образования после ВУЗа зачастую слабо от...

10 Апр 2014

Подробнее

Что такое кандидатская диссертация?

Диссертация — это, прежде всего, квалификационная работа. То есть соискатель должен продемонстриро­вать научному сообществу не только готовность всту­пить в его ряды, но и доказать, что он действительно достоин этого. Соискатель провод...

08 Апр 2014

Подробнее