Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Анализ состояния проблемы социальной компетентности в отечественной и зарубежной литературе

Проблема социальной компетентности рассматривалась всеми философскими и педагогическими течениями новейшего времени. Э. Дюркгейм отмечал, что большую роль в личностном понимании смысла «Я — компетентен» играют особенности конкретной стадии, которую переживает человечество. В. Дильтей считает, что влияние цивилизации всегда опосредованно личностным познавательным успехом человека в познании духовных связей бытия с вечными законами, определяющими направленность самовыражения человека.

Э. Шпрангер вообще считает, что компетентность — осуществление человеком поиска социального места. Причем социальная типология (экономист, политик, священник, теоретик…), по его мнению, связана с естественной типологией человека. Особую позицию в трактовке компетентности человека, раскрываемую через ключевые понятия готовности, занимали представители религиозной философии и педагогики (Ж. Маритен, М. Бубер, Р. Штайнер, А. Уайтхед). Так, Р. Штайнер в работе «Курс народной педагогики» попытался представить системно-антропологическую концепцию становления готовности человека к самореализации.

Несомненный интерес представляют в данной проблеме позиция Ж.-П. Сартра и Э. Шартье. Первый считал, что человек является тем, что он сам из себя делает. Тем самым он предполагает устойчивую взаимосвязь компетентности с саморазвитием. Э. Шартье определял структуру движения человека к профессионально-компетентному действию. Началом этого пути, по его мнению, было состояние человека — детство. Итогом саморазвития — состояние «человек — хозяин судьбы». Это показывает значимость самопознания и самореализации для становления образа «компетентного человека».

Социальная значимость компетентной личности в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. С древнейших времен языческая культура славян (В. Соловьев, К. Д. Ушинский) в качестве одного из основных компонентов, характеризующих образ «древнего русского человека», выделяла его готовность к рациональному усвоению особенностей опыта жизнедеятельности предшествующих поколений. В изборниках (Домострой, Изомград, Златоструй) раскрывается совокупность требований к поведению, образу мысли и чувствования, которые можно считать (В. Ильин, В. Соловьев) параметрами «опытного человека».

Большое значение для формирования готовности славян к жизнедеятельности сыграла светская государственная деятельность и просвещение русичей и россиян, которое осуществлялось русской христианской церковью. Работы Ф. Скорины, Кирилла и Мефодия, С. Полоцкого убеждают в том, что идеал личности всегда очерчивался в славянской культуре определенными требованиями, выполнение которых требовало большой предварительной работы (инициации), позволяла занять определенную социальную позицию и помогала личности приобрести свое профессиональное «лико» (образ действия — В. Даль).

Анализ исследований по истории развития культуры и государственности России является доказательством углубленного внимания всех слоев российского общества к исследуемым понятиям. Так, например, Е. Славенецкий в работе «Гражданство обычаев детских» впервые в отечественно педагогической мысли показал необходимость социально компетентного человека. Позднее И. Бецкой в «Генеральном учреждении о воспитании обоего пола юношества» определяет совокупность «должностей», которые проявляет человек и гражданин. Тем самым положено начало разведению понятий социальная и личностная компетентность.

В XIX веке все направления русской философии, педагогики и психологии в той или иной степени рассматривали данную проблему. В работах С. Уварова, И. Делянова представлено нормативное обоснование профессиональной компетентности. В ней превалировала идея готовности человека к реализации социально-профессионального стандарта. Как правило, поощрялось неуклонное следование человека имеющемуся нормативному представлению о сущности самовыражения личности (от внешнего дизайна до этикета отношений). В работах К. Ушинского сформулирована антропологическая концепция возможностей человека «быть готовым» к социальному и профессиональному действию. Особое внимание педагог уделяет характеристике профессионально-педагогической готовности. Он впервые связывает ее не только с социальным заказом общества на ту или иную ментальность педагога, но и показывает существующую неразрывную взаимосвязь готовности личности с ее природными данными.

Интересен подход в обосновании общественной необходимости социальной, личностной и профессиональной компетенции человека, сформулированная в работах Л. Н. Толстого, Н. Пирогова. Они считали, что готовность русского человека к чему-то взаимосвязана с народностью, верой и гражданскими традициями Отечества. Они утверждали превалирование личностной компетентности, так как считали, что изменение мира (по мнению Л. Н. Толстого) возможно лишь в том случае, если человек, прежде всего, меняет самого себя.

Необходимо отметить, что в русской культуре существовало своеобразная концепция «духовной готовности человека к самопожертвованию». В. Розанов, Н. Бердяев, В. Ключевский в своих работах выявили своеобразный «отечественный дух», составляющий основу выбора человеком своей судьбы, что считалось представителями данной научной школы основным критерием компетентности человека.

В данном анализе необходимо указать, что часть исследователей фактически отождествляет понятия «готовность» и «компетентность», и тогда готовность понимается как способность личности успешно и активно усваивать необходимые знания, приобретать нужные умения и навыки.

Обобщая все выше сказанное, можно рассмотреть необходимость социальной компетентности человека в современных условиях его жизнедеятельности.

Термин «социальный» понимается как «общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Тогда сугубо лингвистически социальную компетентность можно было бы определить как осведомленность, знания, авторитетность в области, связанной с жизнью и отношениями людей в обществе.

Понятие социальной компетентности в отечественной науке впервые было употреблено в совместной публикации А. П. Ветошкина и С. З. Гончарова. Оно было также использовано в диссертационной работе А. Б. Куклина. Социальная компетентность трактуется данными авторами как «понимание целевого назначения социальных институтов, норм и отношений и умения лично осуществлять социальные технологии».

В социальной психологии социальная компетентность личности подробно рассматривается с позиции методологического принципа субъекта и, по мнению Г. Э. Белицкой, это новое понятие концептуализирует высший уровень социальной активности личности — освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т. д., благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентаций.

Концептуально близкое понимание компетентности встречается и у других авторов, представляющих социальную компетентность как «уровень развития социальной действительности».

О. П. Николаев полагает, что существенной стороной социальной компетентности является моральная и правовая зрелость личности.

А. В. Брушлинский рассматривает социальную компетентность как развитие и интеграцию психологических и социально-психологических проблем социального познания, социальных представлений, социальной логики, памяти, чувств и т. д. Он отмечает, что социальность весьма многообразна и проявляется не в одной, а в различных формах: индивид, группа, нация и т. д., и предлагает различать обычно отождествляемые два понятия (и термина): 1) социальное и 2) общественное. Всегда связанное с природным социальное — это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах. По мнению А. В. Брушлинского, общественное — это не синоним социального, а более конкретная типологическая характеристика частых проявлений всеобщей социальности: национальных, культурных и т. д. Отсюда он определяет социальную компетентность как высший уровень освоения действительности по средствам сознания. Таким образом, понятие социальной компетентности здесь трактуется как характеристика личности, владеющая механизмами гармонизации процесса осознания социальных проблем и ценностных ориентаций на общественное благо.

В работах К. Рубина и Л. Роуз-Крэснер, рассматривающих проблемы социальной компетентности ребенка в связи с решением межличностных проблем представлен краткий обзор основных определений социальной компетентности. Их диапазон весьма широк. Разнообразие таких дефиниций можно прокомментировать утверждением Доджа: «…определений социальной компетентности столько же, сколько исследователей этой проблемы». Остановимся на некоторых наиболее типичных из этих определений. Голфрид и Дзурилла предлагают рассматривать социальную компетентность как способность индивида эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. Зиглер оценивает социальную компетентность как повседневную эффективность индивида во взаимодействием со своим окружением. Форд утверждает, что социальная компетентность может быть рассмотрена как достижение соответствующих социальных целей в специфических социальных условиях с использованием соответствующих средств, достигая при этом положительных сдвигов в развитии. Уотер и Сроуф считают, что социальная компетентность — это способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии.

Авторы рассматриваемого обзора считают, что социальная компетентность — это способность достигать личных целей в социальном взаимодействии, постоянно поддерживая хорошие отношения с другими людьми во всех ситуациях.

По мнению Е. В. Коблянской, социальная компетентность — это «понимание отношения «Я» — общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами». Автор предлагает расценивать социальную компетентность как адаптационное явление, причем функционирование адаптационного механизма обеспечивает социально- психологическая подготовленность. Иными словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданных социальных ролей.

В отечественной педагогики понятие социальной компетентности стало исследоваться в дискуссии о качестве образования, о том, каким должен быть обучающийся. При этом в обобщенном виде данный феномен включает различные виды готовности к определенным видам деятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором ему предстоит жить; к творческой деятельности в какой-либо сфере; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

В исследованиях проблемы социальной компетентности делаются аргументированные выводы, что социальная компетентность личности проявляется в различных формах — как зрелость (компетентность) духовная, гражданская, профессиональная. Но во всех этих проявлениях она всегда предстает как ориентация личности на сотрудничество, на кооперацию совместных усилий, на гармоничное, справедливое сочетание интересов. Такая ориентация столь устойчива, что пронизывает все сферы жизнедеятельности людей. Исходя из этого, социальная компетентность предполагает знания, умения, навыки человека, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду, в котором этот человек находится.

Так, В. В. Цветков считает, что социальную компетентность необходимо рассматривать с позиции выполнения человеком определенных социальных ролей. По его мнению, «социальная компетентность — это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, а также участвовать в социально-значимых проектах и продуктивно выполнять различные социальные роли».

Аналогичное по смыслу определение дано Н. И. Белоцерковец, где социальная компетентность рассматривается как «определенный уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли».

Приведенные определения свидетельствуют о том, что структура социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Так, в восьмидесятые годы разными исследователями последовательно формируется две взаимодополняющие модели социальной компетентности и ее развития. Первая модель представляет ее как набор связанных между собой умений в решении межличностных проблем.

В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делается на работу с информацией. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев (т. е. определенных шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях).

У. Пфингстен и Р. Хинтч делают акцент не на социальных знаниях, целях, результативности взаимодействия, а на способах поведения. Социальная компетентность определяется как «владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».

В. Н. Куницына выделяет в составе социальной компетентности шесть компонентов: коммуникативную компетентность, вербальную, социально- психологическую компетентность, межличностную ориентацию, эго- компетентность и собственно социальную компетентность.

Таким образом, каждое из перечисленных определений имеет свои особенности, однако в их структуре обнаруживаются объективно необходимые общие элементы. При рассмотрении социальной компетентности ученые, как правило, включают в ее структуру знания, социальные умения и навыки. Как видно именно названные составляющие выступают основой социальной компетентности.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее