Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Довузовская подготовка: проблемы, поиски, решения

Довузовская подготовка старшеклассников — это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту — профессионалу.

Новая тенденция развития системы высшего, профессионального образования состоит в том, что нужно готовить абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к вузовским условиям обучения.

Совершенствование системы довузовского образования следует начинать с выявления особенностей обучения в школе и вузе.

Установление различий позволит определить: что, где и как следует преобразовать в системе довузовской подготовки абитуриентов, чтобы ликвидировать разрыв преемственности в непрерывном образовании, и формах и методах обучения, в процессе приобретении и контроля знаний.

Отсутствие преемственности в формах и методах работы при переходе из школы в вуз создает препятствие для взаимопонимания студентов и преподавателей, вследствие чего процесс обучения не носит характер диалога, который необходим для эффективного усвоения знаний. В психологическом плане это ведет к тому, что часть способных студентов теряет веру в свои силы.

Следует отметить, что высшая и средняя школа отличаются своими целями, задачами, формами, методами и организацией обучения. Поэтому молодые люди поступают в вуз, попадают в совершенно новую для них обстановку и с первых же шагов учебы должны уметь правильно организовать свой труд.

Главной задачей средней школы является осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требованиям общественного и научно-технического развития, вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук.

Основной задачей высших учебный заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками по выбранной специальности, формирование у молодежи стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, навыков самостоятельно пополнять и применять их на практике.

Школа и вуз отличаются структурой учебных планов. Обучение в средней школе охватывает большой возрастной период в жизни человека: детство, отрочество, юность. Обучение в вузе приходится в основном на второй период в жизни человека. В средней школе основы наук, политехническое и трудовое обучение идут параллельно. В высшей школе учебные планы, как правило, имеют линейную структуру: общетеоретические предметы — общеинженерная подготовка — дисциплины специализации.

Школа и вуз отличаются и формами обучения. В школе основной формой обучения является урок. Ежедневный урок чаще всего — это и получение новых знаний, их закрепление и проверка усвоения. Основной вид занятий в вузе — лекция — ставит своей целью зажечь студента жаждой к получению знаний, привлечь его внимание к основной системе понятий данной науки, сообщить ему последние достижения, научить в той или иной области логически мыслить для раздумий. Лектор вводит студента в круг своих научных интересов, ставит перед ним вопросы для исследования и т. д.

Но центр тяжести предмета лежит в последующей самостоятельной работе студента над учебным пособиями, в выполнении ими лабораторных и практических работ.

Для скорейшей адаптации старшеклассников к вузовским условиям обучения в Центре дополнительно образования при СевКавГТУ учебный процесс построен таким образом, чтобы переход от урочной системы обучения к лекционной переходил постепенно — от занятия к занятиям. В расписание занятий введены лекционные и практические занятия по предметам, меняется способ подачи учебного материала и способ его проверки.

В. А. Сластенин отмечает, что первый учебный год в вузе — «это особый этап социально-психологической адаптации студентов к новым условиям жизни и деятельности». Автор подчеркивает, что на характер и мотивации обучения сильнейшее влияние оказывает организация учебно- познавательной деятельности студентов-первокурсников. На это обстоятельство также указывает А. Я. Журкина, «хорошо организованная учебно-познавательная работа на первом курсе создает благоприятные субъективные условия не только для формирования умения учиться в вузе, но и для развития самостоятельности при планировании и организации труда, творческого мышления и готовности к постоянному совершенствованию своих знаний и самообразования».

А. Я. Журкина делает вывод, что в школе и в структурах довузовской подготовки фактически отсутствует разработанный комплекс мероприятий по формированию продуктивного стиля в самоорганизации учебного труда. Сопоставление факторов, влияющих на успеваемость, показало, что ведущим фактором академической успеваемости является фактор сформированности умений в учебно-познавательной деятельности.

Еще одним отличием школьного и вузовского обучения является график организации занятий. В школе учебный год, как правило, делится на четверти, разделяемые каникулами. В вузе учебный год делится на два основных семестра, в конце которых проводится экзаменационная сессия. В школе учителя еженедельно и даже ежедневно проверяют знания учеников, выполнение ими домашних заданий, проводят контрольные работы и т. д. Учитель не выпускает ученика из поля зрения, и тот чувствует за собой постоянный контроль. В вузе лектор может на протяжении целого семестра не знать всех своих студентов, не иметь представления об усвоении ими читаемого курса. Правда, при наличии по данному предмету семинарских или практических занятий ассистенты помогают лектору осуществлять руководство самостоятельной работой студентов и контролировать результаты.

С целью приблизить учебный процесс вуза и школы в Центре дополнительного образования учебный год, как и в вузе, делиться на два семестра, и в конце каждого проводится аттестация по предметам. Форма проведения аттестации — компьютерное тестирование. Это позволяет не только каждому старшекласснику проанализировать свои знания за семестр, но и приблизить технический и психологический аспект выполнения вступительного испытания. Причем заключительная аттестация помогает в оценке подготовки в том числе выбора формы поступления — бюджетную либо коммерческую. Возможность компьютерной аттестации есть не только у старшеклассников обучающихся в г. Ставрополе, но и в 12 районах края, с которыми сотрудничает Центр дополнительного образования.

В средней школе по каждому предмету имеется стабильный учебник, который регламентирует строго определенный объем, приобретаемый за год знаний.

В вузе стабильные учебники имеются лишь по немногим предметам, издаются они редко, а значит, быстро устаревают. По тому или другому предмету приходится пользоваться несколькими пособиями или журнальными статьями. Причем не всегда учебная литература имеется в библиотеке в достаточном количестве. В результате этого, систематическая работа с учебным материалом становится для студента немаловажной проблемой.

Центр дополнительного образования ставит соей задачей на этапе довузовской подготовки развить познавательную самостоятельность старшеклассников: научить конспектировать учебный материал, правильно записывать лекции, критически воспринимать и творчески разрабатывать изучаемое. Разработанные методические пособия по математике, физике, химии, истории, обществознанию, биологии помогают структурировать знания по данной дисциплине, обобщать их, выделять главное, выполнять задания в виде тестов.

Для будущих студентов необходимо научиться правильно планировать свое время. Многие первокурсники, не научившиеся планировать в школе или на этапе довузовской подготовки свое свободное время и рационально распределять его без давления со стороны родителей и преподавателей, получив в вузе полную самостоятельность, не умеют ею пользоваться. Запускают изучение учебного материала и не сдают своевременно задания по самостоятельной работе, в результате чего вынуждены оставлять вуз. Центр дополнительного образования стремится на этапе подготовки привить навыки самостоятельности, для чего на каждую дисциплину в учебном плане отводятся часы для самоподготовки. В поиске результативных форм ее реализации, в процессе длительного наблюдения нами установлено, что большая часть преподавателей, работающих в Центре дополнительного образования, должна учитывать специфику первого года обучения в СекКавГТУ. Следует отметить, что в педагогический состав Центра входят как ученые, квалифицированные специалисты вуза, так и опытные учителя (среди них несколько Соровских стипендиатов) средних школ.

Следующая особенность процесса обучения в Центре состоит в его профессиональной направленности. Направленность как «ведущую линию жизни», как стремление личности к определенному роду занятий, базирующийся на сильном и устойчивом интересе к нему — по Л. И. Божович. Данную позицию разделяет В. А. Сластенин, по мнению которого «направленность — это и иерархическая система устойчиво формирующих мотивов личности».

Профессиональная направленность представляет собой своеобразный каркас, вокруг которого компонуются свойства и качества личности будущего специалиста.

Проведенное анкетирование позволило оценить индивидуальные возможности каждого юноши и девушки, сделать общий вывод, что выбор профессии они делают в основном сознательно. Цикл специальных занятий (лекции, семинары, рейтинговая система оценки знаний), неформальные контакты с преподавателями и учеными позволяют старшеклассникам убедиться в правильности своего выбора.

Комплекс «Профориентатор» разработан кафедрой гуманитарные технологии МГУ с целью проведения профориентационных консультаций со старшеклассниками, абитуриентами вузов и взрослыми людьми и проводится на базе Центра дополнительного образования с целью анализа спектра интересов, личностных качеств и способностей.

«Профориентатор» состоит из 3-х блоков: первый блок — из 50 вопросов, диагностирует сферу интересов; второй блок, состоящий из 41 вопроса, ориентирован на выявление личностных качеств; а третий блок, состоящий из 72 вопросов, представляет собой задания на определение уровней развития различных способностей (факторов умственной деятельности).

Комплекс совмещает анализ интересов, личностных качеств и способностей учащихся в рамках диагностики профессиональных склонностей. Интерес, подкрепленный соответствующими личностными качествами и соответствующими способностями, можно трактовать как «склонность». Как известно, нередко в ходе профконсультации выясняется, что у юноши или у девушки наблюдаются противоречия между сферой интересов, сферой личностных качеств и сферой способностей, нет явно выраженных склонностей. Например, очень часто вызывает интерес сфера искусства и другие виды творческой деятельности, но при этом недостаточно выражены определенные способности. «Профориентатор» — система, дающая испытуемому шкальный профиль, список подходящих профессий, текстовый отчет-интерпретацию. Задачи консультанта — более глубокий анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации тестируемого, выявление артефактов и коррекция профиля, рекомендации испытуемому по развитию способностей, объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не подходит» под показанные тестируемым результаты.

«Профориентатор» позволяет нам оценить интересы и личностные качества на основе диагностики психологических свойств человека, опираясь на понятия «норма» и «отклонение от нормы». Если показатель (например, по какой-либо шкале способностей) лежит в зоне стандартного отклонения от среднего (между 4 и 7 на профиле), это означает, что выраженность данного психического свойства у человека ничем не отличается от нормы, от среднего. Такую способность не стоит рассматривать как важное качество, являющееся основанием рекомендации или определяющее противопоказание к профессии. А вот сильная выраженность качества, также как и провал в его развитии,— это повод для обсуждения. Пример: если у человека «средненькая» математическая логика, это ни о чем не говорит. Зато ребята с выраженными способностями по математике обычно ориентируются на математические, инженерно-программистские специальности или экономику. Провал по шкале зрительной логики — противопоказания к дизайнерским профессиям, а по шкале «Общение» — к профессии психолога и т. д.

На шкальном профиле результатов области нормы и отклонений то нее визуально отграничены вертикальными линиями. Для каждой шкалы указан балл по этой шкале. Отметим, что тест нормативно — ориентирован, то есть балл рассчитывается относительно возрастных норм. Текст отчета содержит более подробное объяснение содержания фактов, в соответствии с полученным данным испытуемым результатом. Сначала идут объяснения именно тех факторов, в соответствии с полученными данным испытуемым результатом. Сначала идут объяснения именно тех факторов, которые оказались значимо выраженными или проваленными (они наиболее важны, как являются теми «яркими чертами», которые наиболее выделяются и определяют психологический портрет тестируемого), затем тех, которые оказались средне выраженными.

Объединяя сказанное, можно сделать вывод, что главные отличия школьной системы обучения от вузовской состоят в том, что в школе учат, а в вузе учатся; школьник является объектом, а студент — субъектом педагогической деятельности, учебный процесс в школе направлен на обучение всех, а требования вуза — на отбор лучших. Эти отличия порождают противоречия, главное из них: нуждаются в хорошо подготовленном контингенте будущих студентов, способных быстро адаптироваться к вузовским условиям и имеющим высокий уровень компетентности и мотивации.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее