Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Комплексный подход к пониманию здоровья старшеклассников

Кризисные периоды развития общества, как правило, характеризуются снижением финансирования социальных программ, образования, науки, культуры. Услуги системы здравоохранения, физической культуры становятся недоступными для населения. В такой ситуации больше всего страдают подростки, ухудшение психического и физического здоровья которых является показателем общего неблагополучия государства.

Проводимые в системе среднего образования реформы, интенсификация образования и другие инновационные явление, которые недостаточно проработаны с точки зрения их здоровьесберегающей функции, наносят ощутимый ущерб состоянию здоровья учащихся.

Здоровье выступает как многоаспектное интегративное понятие в единстве трех компонентов — физического, психического (психологического) и социального здоровья. При этом физическое здоровье рассматривается как отсутствие каких-либо функциональных отклонений, хороший уровень функций различных систем, гармоничность физического развития. Д. Н. Давиденко определяет физическое здоровье как состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Психологическое здоровье — аспект психического здоровья, включающего отдельные психические процессы механизмы — относится к личности в целом, включает самодостаточность личности, самопонимание, самопринятие, саморазвитие личности в контексте взаимодействия с окружающими людьми в условиях социальных, культурных, экономических и экологических реальностей.

Социальное здоровье понимается как состояние личности в обществе, т. е. социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность, социальная обусловленность здоровья поведением человека, образом жизни и образом мыслей.

Таким образом, мы можем представить следующую модель здоровья, которая включает в себя следующие компоненты: физическое здоровье, психическое здоровье      и социальное здоровье.

Отметим, что существует много факторов, которые оказывают негативное влияние на оптимальное функционирование организма.

По мнению А. Г. Ильина, Л. А. Щеплягиной, И. В. Звездиной, Н. Е. Миронова, это обусловлено тем, что на данном этапе завершаются процессы морфофункционального и психологического созревания организма. Происходит усиление активности отделов нервной системы, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Это и отличает состояние нервной системы старшеклассников от взрослых и детей. У части старшеклассников возбуждение нервных процессов преобладает над торможением; реакция на вербальную и звуковую информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построение учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызвать изменения со стороны жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого: повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость и др.— могут явиться предпосылкой для развития различных нарушений здоровья, в том числе хронических заболеваний. Другой важнейшей системой, определяющей адаптивные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система.

А. Г. Ильин считает, что формирование и становление иммунной системы — это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды, при этом гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у старшеклассников, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это учитывается при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении. Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки могут привести к нарушению обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы).

Интенсивная перестройка органов дыхания обусловлена необходимостью обеспечения бурно растущего и развивающегося организма кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков при нахождении в помещении с недостаточным воздухообменом и при неадекватных физических нагрузках могут возникнуть обморочные состояния. Это необходимо учитывать при организации и проведении как обычных занятий в классе, так и при занятиях физкультурой. Особенностью функции желез пищеварительной системы у старшеклассников является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностики и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно- воспитательного процесса, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха. Психологические особенности старшего школьного возраста обусловлены своеобразием психических процессов, которые отличаются от аналогичных процессов у детей и взрослых и проявляются диспропорциями в уровне и темпах психического развития. Конкретное, образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти психологические особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого образования, привитие основных практических навыков, установление определенных стереотипов поведения, образа жизни. Для старших школьников характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяется легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности — все это обнажает и заостряет слабые стороны личности старшеклассника, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды. Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут приводить к серьезным проблемам у взрослого человека.

В. Ю. Волков и другие отмечают, что физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья. Индивидуальная оценка уровня физического развития основывается на антропометрических данных, в первую очередь показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что человеческий организм является сложной структурой, представляющей тонкое взаимодействие различных органов и систем органов.

Для старшего школьного возраста особое значение приобретают учебные факторы, в частности, значительные нагрузки вносят большой отрицательный вклад в формирование расстройств здоровья и развития, что в значительной мере способствует развитию нарушений социальной адаптации и интеграции на подростковом, молодежном и последующих этапах развития [2]. Называется от 20 до 40% вклада школьных факторов риска в структуру факторов, разрушающих здоровье школьников. К ним относятся: стрессовая педагогическая тактика, открытая и скрытая интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным особенностям учащихся, нерациональная организация учебного процесса, отсутствие системы работы по формированию установок на здоровый образ жизни. В школах повышенного статуса особо выделяются неготовность учеников к условиям интенсивного обучения, высокая физиологическая цена учебной нагрузки и ряд других.

Одной из потенциальных возможностей сохранения и укрепления здоровья в старшем школьном возрасте является необходимость ведения здорового образа жизни, который представляет собой способ и организацию физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это обусловлено тем, что современная экономическая ситуация в нашей стране ставит благополучие человека в прямую зависимость от его психофизиологического здоровья. Формируется социальная доминанта, ориентированная на здоровье.

Исследование состояния здоровья учащихся лицея-интерната СевКавГТУ, проведенное специалистами университетского медицинского центра в 2003 году, данные которого приведены в таблице 1, выявило серьезные отклонения в состоянии здоровья учащихся.

Таблица 1 — Данные о распространенности заболеваний среди учащихся лицея-интерната СевКавГТУ в 2003 году

Класс

Число обследова нных

Полност

ью здоровы

х

Заболевания

Лор

Опорно- двигательн ого аппарата

Неврологич еские

Глаз­ные

Пищеварен ия

Сердеч

но- сосудис тые

Дру­гие

10 А

17

2

1

9

5

5

1

4

2

10 Б

16

0

9

3

7

6

1

3

4

11 А

25

6

7

8

4

10

2

3

1

11 Б

25

1

6

7

10

8

5

7

4

всего

83

9

23

27

26

29

9

17

14

%*

100

11

28

34

31

35

11

20

17

* В процентах от общего числа учащихся

Большой процент развития заболеваний различного характера требует организации работы по оздоровлению лицеистов, приобщению их к здоровому образу жизни.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует не только об актуальности исследования проблем здоровья старшеклассников, выявлении факторов влияющих на здоровье и определяющих его уровень, а также о необходимости комплексного подхода к рассмотрению понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Исследование, проводимое нами доказывает, что:

  • только индивидуальный подход в вопросе оздоровления личности старшеклассника позволит добиться эффективных результатов на пути сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни;
  • составление «паспорта здоровья лицеиста» предоставит возможность осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся с целью координации мероприятий по оздоровлению;
  • всестороннее взаимодействие педагогов, психологов и медицинских работников даст уверенность в комплексности проводимой работы по формированию здорового образа жизни у старшеклассников;
  • организация деятельности по формированию здорового образа жизни у старшеклассников основывается на принципах индивидуального подхода и направлена на развитие мотивации здоровья, здорового образа жизни;
  • рассмотрение здоровья проводится в трех компонентах — физиологическом, психическом и социальном;
  • учебную деятельность, как основной вид деятельности старшеклассников, следует организовать на основе приоритета здоровья учащихся, а интеграция познавательной и оздоровительной деятельности направляется на изменение и преобразование форм неправильной, неэффективной жизнедеятельности, ведущих к ухудшению здоровья старшеклассников в условиях интенсивного обучения;
  • оздоровительный характер жизнедеятельности учащихся в лицее обуславливается, с одной стороны, направленностью на сохранение и укрепление здоровья лицеистов в течение всего учебно-воспитательного процесса: материально-технической базы, образовательных программ и учебного плана; педагогической и психологической поддержки учащихся, режима их труда и отдыха, в том числе и достижения оптимального двигательного режима в соответствии с возрастными нормами; а с другой, специализированной деятельностью педагогов, психологов и врача по формированию здорового образа жизни.
 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее