Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Место и роль духовно-нравственных ценностей в социокультурном пространстве северного кавказа

Духовно-нравственные ценности в современной России приобретают особую значимость. Это обусловлено тем, что они все больше играют доминантную роль в духовно-нравственном обновлении общества и человека как личности. Соответственно меняется и отношение российских граждан к социальной действительности, к добру и злу.

Устранение тоталитарных социально-политических отношений в российском обществе, которые в недавнем прошлом имели решающее значение в жизнедеятельности трудящихся и вовлекали их в коллективный конформизм, само по себе недостаточно для того, чтобы граждане страны нашли себя и свое место в новой социокультурной динамике жизни. Как справедливо отмечает В. С. Барулин, «духовное начало не просто и не только детерминирует человеческую деятельность, оно буквально пронизывает всю человеческую деятельность без исключения. Это своего рода система управления человеческой деятельностью, ее командная рубка». Следовательно, духовно-нравственные ценности как часть духовности определяют сознание людей и детерминируют их поведение и деятельность в социокультурном пространстве. Поэтому духовно-нравственные ценности применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам человеческой жизнедеятельности. Это значит, что они проявляются как доминанта формирования личности и в условиях трансформирующегося российского общества.

Это проблема имеет актуальное значение как в теоретико- методологическом, так и практическом отношении. Сегодня, как верно замечает И. А. Бокачев, требуется более предметное понимание того, что «надо брать» в духовности и как ее реализовать в конкретных видах человеческой деятельности. Ответ здесь не может быть простым и однозначным. Очевидно одно: потребность в духовности стала фактом реальной жизни. Поэтому духовность, духовно-нравственные ценности приобретают сегодня в Российской Федерации, в жизни ее народов приоритетное значение. Их место и роль возрастают в социокультурном пространстве Северного Кавказа на современном этапе. Тот же, кто полагает, как утверждал великий немецкий философ-диалектик Г. Гегель, что народ якобы вообще лишен конкретной духовной сущности, а представляет собой лишь собирательное понятие, объединение отдельных людей, тот отрицает тем самым внутреннее единство народа, и для него, следовательно, сама тема национального мировоззрения беспредметна. На социокультурном уровне, говоря словами одного из классиков западноевропейской социологии Э. Дюркгейма, дух становится предметом культуры, духовность осмысливается и реализуется через духовную деятельность. В духовной деятельности, в свою очередь, различают две стороны, две группы процессов, через них высвечивается и проявляется духовность. К ним относятся:

а) духовно-продуктивная деятельность, то есть деятельность по производству духовных ценностей. Одним из главных ее элементов является теоретическая деятельность, познание закономерностей, явлений и процессов. Эта деятельность включает как рациональное теоретическое постижение объективной реальности, так и производство других духовных ценностей: нравственных, эстетических и — при помощи не только интеллекта, но и силы художественного воображения, деятельности чувств. Духовно-теоретическая деятельность предполагает выработку идей, концепций, представлений, оценок и отражающих различные стороны целостного проявления духовного в жизнедеятельности людей, в культуре личности и общества, а также обоснование программ управления человеком и обществом в интересах их равновесного и стабильного взаимодействия и развития в процессе практического освоения действительности. Духовно- продуктивная деятельность производит сознание в целом, и в этом смысле она выступает синонимом духовного производства вообще;

б) духовно-практическая деятельность — это деятельность по освоению социального опыта, накопленных человечеством духовных ценностей в ходе индивидуального и коллективного развития людей. Она связана с реализацией и внедрением выработанных духовных образований в сознание людей и систему общественных отношений, в материально-духовные предметы и явления культуры; материализация результатов духовно- теоретической и духовно-практической деятельности осуществляется через и посредством духовного производства. Важно при этом подчеркнуть, что в системе функционирования духовно-практической деятельности личности и общества огромное значение имеют каналы социальной связи и взаимодействия между сферой духовного и практической деятельностью по его трансформации в систему поступков и наличной культуры. К каналам такого свойства целесообразно относить такие виды духовно-практической деятельности, как духовно-нравственная, идеологическая, собственно художественная, религиозная. Здесь немаловажное значение имеют право, политика, образование и воспитание.

Духовно-нравственные ценности определяют духовное состояние общества, выражаются в способах и целях духовной деятельности людей, в характере удовлетворения их потребностей в духовном как в целостном мироощущении своего бытия. Эти ценности формируются в рамках духовной сферы жизни общества, распространяются и утверждаются через социальные институты (семьи, государства, системы образования и воспитания, научных организаций, учреждений культуры и т. д.), через институты традиционной этнокультуры народов. На них влияют идеология и переоценка ценностей в условиях рыночной стихии первоначального накопления капитала в нашем обществе. Под их воздействием нарастает относительность в критериях оценки качества различных форм деятельности в стране, а вместе с этим и неуправляемость в общественных процессах, в том числе и в духовных.

На фоне происходящих в Российской Федерации духовного кризиса, в том числе и негативных процессов, великой жизнеутверждающей (и сохраняющей жизнь) силой, образующей духовно-нравственную опору общества в социокультурном пространстве Северного Кавказа, являются институты традиционной этнокультуры, поддерживающие авторитет духовно-нравственных ценностей в общественном сознании и их значимость в этносоциальной практике. Это выражается, прежде всего, в реализации духовных потребностей народов, в возрождении и развитии их этнокультурной преемственности.

Формируясь и утверждаясь на протяжении сотни лет в данном полиэтничном регионе, эти институты традиционной этнокультуры, подпитываемые достижениями культур соседних, родственных народов, выступают в качестве этнотрадиций и неписанных законов-адатов. В наиболее концентрированном виде они сосредоточены у адыгов в «Адыге- Хабзе» — своеобразном этнокультурном кодексе поведения и воспитания молодежи, зиждящимся на этнотрадициях и обычаях народа; у других этносов — в другой этнокультурной форме. У карачаевцев и балкарцев, к примеру, в таком традиционно бытующемся обычае, как «маммат». При выполнении сложных трудовых операций, требующих больших усилий, люди работают совместно, оказывая друг другу бескорыстную помощь. Это — особый тип побратимства в жизнедеятельности людей.

Среди институтов традиционной этнокультуры на Северном Кавказе особо выделяется институт почитания старших. Уважение к седине, к возрасту — основополагающий принцип в духовно-нравственных ценностях кавказских народов. Почитание старших, родителей — в целом культ старших,— естественно, но не сугубо только кавказское (или еще уже северокавказское) явление. Оно характерно всем народам, однако в наиболее целомудренном виде, пожалуй, свойственно северокавказским этносам.

Народы Северного Кавказа на протяжении своей долгой, нелегкой истории пришли к выводу, что главный «регулятор» этносоциальных, межпоколенных отношений в их жизнедеятельности — порядок в семье и семейных отношениях, в целом в регионе. А порядок, по их мнению, был и является всегда там, где бережно, с уважением и любовью относятся к старшим, родителям, аккумулирующим в себе многовековую этническую культуру с ее непреходящими духовно-нравственными ценностями, и генерирующим их молодежи.

В социокультурном пространстве Северного Кавказа отношение к старшим неразрывными узами связано с отношением к женщине. Много работ (нередко так называемых «научных»), написано о «бедственном», беззаконном положении женщины в кавказской, в частности, северокавказской семье. Чаще всего это делалось из-за идеологических соображений с целью дискредитации положений и предписаний религии в системе духовно-нравственных ценностей, ее роли и значения в северокавказской семье и семейных отношениях в прошлой, дореволюционной истории народов.

Спору нет, в прежней жизни народов Северного Кавказа, как и в жизни других этносов, существовал целый узел нерешенных вопросов в духовной сфере и этносоциальных отношениях, в том числе и семейных, обусловленных некоторыми консервативными традициями и религиозными предписаниями. Однако для кавказского (а точнее, северокавказского) мужчины не было достоинства больше, чем защищать положение и честь женщины (матери, сестер, дочерей, близких родственниц, а также женщин рода), и большого позора, если он уронит свое достоинство, не защитив чести и достоинства женщины и не обеспечив соответствующей ей спокойной жизни. Уважение к женщине, особенно к матери, находит свое яркое выражение в нартском эпосе северокавказцев, в их жизнедеятельности — в общественном сознании и семейно-бытовой морали. Например, в кодексе моральных установок обычного права карачаевцев и балкарцев уважению к женщине отводится исключительно важное место по своей значимости, что было само собой разумеющимся явлением, обусловленным, кроме всего прочего, и пережитками родо-племенных отношений.

Более того, для мужчины на Северном Кавказе не было более жесткой кары, чем быть выброшенным из-за недостойного поведения из сельской общины в чужой мир, простирающийся за ее границами, за обиду или оскорбление женщины. К такому жесткому наказанию мужчин в прошлом приговаривали в регионе в соответствии с положениями обычного права — адатов.

Вне зависимости от того, какое положение занимала в прошлом женщина в обществе, у всех северокавказских этносов главой семьи, человеком, который нес ответственность за материальное, моральное, психологическое благополучие семьи, ее нравственную чистоту и физическое здоровье, являлся мужчина-отец, чей авторитет создавала и поддерживала мать. Она оберегала семейно-родственное окружение. Это важно подчеркнуть, ибо от этого зависила морально-психологическая обстановка в семье и межличностных отношениях.

В настоящее время многое изменилось, прежде всего изменились физические нагрузки на женщину в доме и поле. Во многом этому способствует механизация многих работ, развитие дорог и автомобильного транспорта, переход к пользованию газом, сложными автоматизированными бытовыми приборами и т. п. Самое главное, что более всего изменилось — это психология людей, в которой отразились и позитивные, и негативные изменения, свойственные времени.

Значительным фактором в духовно-нравственном и эстетическом воспитании на Северном Кавказе по-прежнему являются этнокультурные ценности, в том числе этикет куначества. Самое примечательное здесь то, что эти гуманистические ценности способствуют этносоциальной стабилизации в регионе в условиях трансформирующегося российского общества.

Возникнув в эпоху родоплеменных отношений на Северном Кавказе, куначество как институт гостеприимства оказалось весьма устойчивым в регионе. Несмотря на сложные социальные потрясения, оно сохранилось у северокавказских этносов. Куначество по-прежнему выступает в социокультурном пространстве Северного Кавказа важным элементом этносоциальных отношений и непременным фактором, формирующим менталитет кавказского (в данном случае, северокавказского) человека.

В этой связи примечательны слова Б. Х. Бгажнокова, в которых подчеркивается: «Будучи своего рода эпицентром национальных и межнациональных контактов, гостеприимство играло громадную роль в интенсификации, оптимизации общения внутри этноса и за его пределами. Оно стимулировало и облегчало передачу культуры от одного поколения к другому, выполняя тем самым функцию интеграции и социального контроля. Наконец, гостеприимство способствовало трансляции и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних народов».

Передаваясь из поколения в поколение, куначество у северокавказских этносов превратилось в стойкую этнотрадицию, малейшее забвение которой вызывает осуждение нарушителя со стороны общества и его жесткого наказания. По свидетельству знатока кавказских обычаев Ю. Клапрота, у осетин нарушение законов гостеприимства каралось даже смертной казнью. Провинившегося судило все село, которое выносило ему приговор: со связанными руками и ногами сбросить с высокого утеса в реку. Нарушителю традиций могли и сохранить жизнь, но общество объявляло ему бойкот — всеобщее презрение и изгнание из общества. О санкциях к нарушителю традиций гостеприимства у адыгов сообщает Шора Ногмов: «Хозяин отвечает перед всем народом за безопасность чужеземца, и кто не сумел сберечь гостя от беды или даже простой неприятности, того судили и наказывали».

Суду, штрафу и преследованию как кровника в то время подвергался убийца гостя по адатам дагестанских народов. Так, согласно адатам Тиндальского наибства Хваршинского общества, «за убийство человека чужой деревни, бывшего в гостях в Хваршинском ущелье, хозяину гостя убийца платит тогда же 6 руб. и наследникам убитого имуществом на сумму 230 руб. после суда; кроме того, убийца покупает саван для покойного, а хозяин дома наливает воду при обмывании трупа.

Если хваршинец убьет в своем обществе человека другого общества, то убийца покупает и передает наследникам убитого саван в три обвертки и быка стоимостью 10 руб. и, кроме того, делается кровником на общем основании».

Значительным фактором в духовно-нравственном и эстетическом воспитании на Северном Кавказе являются этнокультурные ценности, в том числе этикет гостеприимства. Самое примечательное здесь то, что эти ценности способствуют этносоциальной стабилизации в регионе. Так, к примеру, гость одной семьи становится гостем всех родственников (всего рода) и соседей, даже всех жителей села. Семье принимающего гостя или гостей в случае необходимости помогают все родственники и соседи. По- прежнему на Северном Кавказе окружают вниманием и заботой гостей. Если последних в одном доме оказывается много, их могут распределить по родственникам или соседям. Карачаевцы, балкарцы и ряд других северокавказских этносов, как правило, строят и ныне в сельской местности в некотором отдалении от основных помещений дом для гостей, в котором создают все необходимое для нормального отдыха и самочувствия гостя. Последнего обслуживают по сложившейся традиции члены семьи. Словом, каждый выполняет свои функции.

Законы гостеприимства на Северном Кавказе были такими, что они оберегали даже убийцу в доме его врагов-кровомстителей, если он вверял им свою судьбу как гость. Известный кавказовед Н. Ф. Дубровин в этой связи писал: «Каждый успевший сказать хозяину: «я твой гость» принимается по- братски, хотя он был врагом семейства».

Таким образом, этнокультурная преемственность на Северном Кавказе — один из важных институтов воспроизводства духовно-нравственных ценностей в социокультурном пространстве региона. Соблюдение в жизнедеятельности современной молодежи этнокультурной преемственности поколений способствует укреплению этносоциальной стабильности в нашем обществе. Такие духовно-нравственные ценности горцев, как чувство чести и достоинства, дружбы и взаимопомощи, куначество, уважение к старшим и женщине, презрение к трусости и предательству, милосердие и т. д., оказывают и теперь благотворное влияние на духовное состояние и этнотолерантность людей. Как правильно подчеркивает А. Ю. Коркмазов, они вырабатывались веками в ходе хозяйственной и духовной деятельности народов региона. Они стимулировали рост этнического самосознания, нравственно облагораживая жизнь людей. Более того, сдерживали конфронтационные процессы в этносоциальных отношениях, помогали людям выстоять в сложных жизненных обстоятельствах, сохранить свою этническую идентичность и высокие нравственные критерии и ценности.

Сказанное следует дополнить следующим. Каждый народ в процессе своего исторического развития (вне зависимости, как это развитие происходило — трагически или «безоблачно») формировал свои духовно- нравственные ценности, этнонациональные традиции, одни из которых, выполнив свою миссию, сходили с исторической арены, другие, являясь своеобразным «цементом», скрепляющим этносы, сохранились до сегодняшнего дня. Среди сохранившихся есть и такие, которые функционируют вопреки здравому рассудку, заставляя людей поступать неадекватно состоянию цивилизованности современного общества. Здесь мы имеем в виду замену высшего смысла существования человека в условиях рыночной стихии первоначального накопления капитала в стране достижением благополучия, счастья — потреблением, высших идеалов — практицизмом, духовности — одним только рационализмом, ведущим к духовной деградации личности. Как писал Мальро, мы имеем дело с «первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но не способна изобрети ни своих храмов, ни своих гробниц».

Завершая освещение рассматриваемой проблемы, необходимо подчеркнуть, что духовно-нравственные этнокультурные ценности, сохраняясь в содержательной основе духовности народов, концентрируют в себе нормы межличностных и этнонациональных отношений и облагораживают их в этносоциальной среде. Они выступают своего рода этнокультурным базисом в социокультурном пространстве Северного Кавказа, на котором решаются важнейшие задачи духовности и этносоциальной стабильности в регионе.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее