Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Миграция населения в Ставропольском крае

Межнациональные конфликты, экологические катаклизмы, проблемы открытости российских границ и другие причины привели в движение большие человеческие массы как внутри России, так и на всем постсоветском пространстве и других государствах. В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась ситуация, острота которой по совокупности проблем, связанных с миграционными процессами, является вызовом существования Российского государства.

Одна из особенностей рассматриваемой ситуации состоит в неравномерности проявления и степени сложности миграционных проблем в региональном аспекте.

Ставропольский край, являющийся приграничной территорией, занимает лидирующее место в стране по масштабам и интенсивности притока вынужденных переселенцев из Чеченской Республики и стран СНГ. На край приходится до 10% миграционного прироста России ежегодно при том, что здесь проживает всего 1,8% российского населения. По численности вынужденных переселенцев, находящихся на его территории (6,4% от общего числа зарегистрированных в России) Ставропольский край стабильно занимает первое место среди субъектов государства.

Аналогичная ситуация сложилась в Северо-Кавказском регионе, в состав которого входят 10 республик, краев и областей. В Ставропольском крае находится 29,8% от всех зарегистрированных в регионе вынужденных переселенцев. По оценкам специалистов, кроме этого свыше 300 тысяч вынужденных мигрантов проживают в крае без регистрации в миграционной службе.

Являясь субъектом ЮФО, Ставропольский край отличается особенностями политической географии в ландшафте Северо-Кавказского региона. Связка историко-политических и геополитических факторов определила роль Ставропольского края как этнополитического посредника между русскими субъектами Северного Кавказа и северокавказскими республиками. На его территории пересекаются интересы таких главных участников этнополитического процесса, как русские, горские и степные народы, многочисленные переселенческие группы. Три эти группы являются глинными авторами межэтнического диалога и отличаются выраженными этнокультурными, этноконфессиональными характеристиками. Наиболее крупные этические группы края представлены в таблице.

Таблица — Численность отдельных национальностей Ставропольского края на 01.01.2001 г., тыс. чел. (постоянное население)

Национальность

По Ставропольскому краю

Городская территория

Сельская местность

Русские

2184,8

1251,1

933,7

Украинцы

69,4

44,0

25,4

Белорусы

16,0

8,5

7,5

Грузины

7,5

4,2

3,3

Армяне

120,8

78,5

42,3

Туркмены

13,3

0,8

12,5

Татары

13,7

6,0

7,7

Немцы

6,1

2,4

3,7

Даргинцы

37,4

2,4

35,0

Карачаевцы

13,5

9,0

4,5

Ногайцы

20,0

2,0

18,0

Осетины

7,5

3,5

4,0

Чеченцы

14,5

1,4

13,1

Греки

34,2

14,2

20,0

Всего:

2654,2

1463,0

1191,2

* Данные Ставропольского краевого комитета государственной статистики

Подавляющее большинство вынужденных переселенцев не покидают Ставропольский край, а оседают в нем на постоянное место жительства. Появление в крае вынужденных переселенцев породило целый ряд социальных, экономических, социокультурных, психологических и других проблем, центральной из которых является их интеграция в местное сообщество.

Процесс интеграции вынужденных переселенцев характеризуется наличием целого ряда противоречий, обусловленных как объективными, так и субъективными причинами. Первое противоречие состоит в наличии у вынужденных переселенцев как граждан Российской Федерации основных прав человека не быть голодными, получить образование, иметь крышу над головой и отсутствие у трех из четырех мигрантов официального статуса вынужденного переселенца, что влечет за собой неразрешение всех остальных проблем.

Большая интенсивность притока вынужденных переселенцев обострила противоречия на рынке труда, что с одной стороны осложняет реализацию их права на занятия приносящей доход деятельностью, а с другой — не способствует установлению бесконфликтных отношений с местным населением, испытывающим сложности с трудоустройством.

Другие противоречия возникли в социальной сфере, когда вследствие большого притока вынужденных переселенцев резко возросла нагрузка на социальную инфраструктуру городов и сел края, что осложняет предоставление минимальных медицинских, образовательных и других услуг местным жителям и вынужденным мигрантам.

Следующее противоречие имеет культурное основание. Основной поток мигрантов прибывает в край из Кавказского региона. Вынужденные переселенцы из Чечни, Азербайджана, Грузии составляют 78%, из которых 86% — русские и украинцы. Эти представители славянских этносов, долгое время проживавшие в культурных условиях других народов, принесли с собой своеобразную субкультуру славян, ставших носителями элементов иной этнической культуры. Данное обстоятельство вносит особенности в ценностные отношения местного населения и переселенцев.

Все указанные противоречия и проблемы находят свое отражение на социально-психологическом уровне. Здесь прежде всего имеет место проблема «своих» и «чужих». Повышенная трудовая и социальная активность вынужденных переселенцев, обусловленная необходимостью выжить в новых условиях, вызывает раздражение у части местных жителей, что выражается в возмущении: «Им что, больше всех надо?!». Небольшие ссуды, получаемые вынужденными мигрантами на обустройство, создают у местного населения иллюзию того, что к ним государство относится несправедливо, отдавая предпочтение приехавшим людям. Создается целый ряд предрассудков, осложняющих интеграцию вынужденных переселенцев в местное сообщество.

Этнокультурной, в том числе и этноконфессиональная мозаичность края отражает культурную специфику Северо-Кавказского региона как «солнечного сплетения Евразии». По доле основного этноса (русских — 83%) Ставропольский край относится к моноэтническим образованиям. Однако присутствие многочисленных этнических (национальных) меньшинств, а также их социальная активность позволяют говорить о полиэтничности и мультикультурности края:

1. В сравнении с русским населением все иные группы являются этническими меньшинствами.

2. Этнические меньшинства делятся на коренные и переселенческие (диаспоры или этнокультурные анклавы).

3. Переселенческие этнические меньшинства делятся на внешние диаспоры (имеющие соответствующее государственное образование за пределами РФ) и внутренние диаспоры (имеющие государственное образование в составе РФ).

4. Многие внутренние диаспоры располагаются в непосредственной близи к соответствующему субъекту РФ национальной северокавказской республике.

5. Многие этнические меньшинства (армяне, греки, даргинцы, кабардинцы, карачаевцы, лезгины, ногайцы, туркмены, чеченцы и др.) доминируют или преобладают в различных населенных пунктах края.

Различные этносы и этнические группы края, как коренные, так и переселенческие, характеризуются общероссийской, региональной (северокавказской), краевой (ставропольской), собственной этнической лояльностью. Многоуровневая идентичность, включающая собст-венно этнический, краевой, региональный и общероссийский компоненты, выступает своеобразным маркером, присущим ставропольцам, как и иным жителям Северного Кавказа.

Миграция выступает важнейшим фактором, влияющим на все социально-экономические и этнополитические процессы, и том числе и на положение этнических меньшинств. Миграция в Ставрополье как на территорию первого убежища первоначально имела залповый характер и стрессовую природу. Приток мигрантов осуществлялся в несколько этапов: первая волна (1988 — 1991 гг.) — армяне-азербайджанский конфликт; вторая волна (начало в 1991 г.) — распад СССР, «парад суверенитетов»; третья волна (начало I992 и 1994 гг.) — ухудшение обстановки в Чечне и начало военных действий.

По некоторым данным, на Ставрополье проживают около 500 тысяч мигрантов — представителей 60 национальностей. Среди них русские составляют около 80%, армяне почти 10%, осетины и украинцы по 4%. В результате миграции в крае выделились территории, отличающиеся особым этническим содержанием:

  • западная, центральная, северная и частично южная часть края — повышенная доля русского населения;
  • район Кавказских Минеральных Вод (КМВ) — армяне, греки, карачаевцы, евреи;
  • восточные и юго-восточные районы — северокавказские народы;
  • Нефтекумский район — тюркские и северокавказские народы.

В результате переливов этнических групп в Ставропольском крае за последние 15 лет изменились пропорции этнического представительства, что повлияло на отношения между основным этносом и этническими меньшинствами. Так, уменьшилась доля русских — с 87,7 до 83%, увеличилась доля армян с 1,8 до 4% (в некоторых населенных пунктах — до 10%), азербайджанцев — с 0,1 до 0,4%, даргинцев — с 0,7 до 1,6%. Этническая миграция, с одной стороны, пополнила диаспоры (армянскую, греческую, украинскую, чеченскую, черкесскую), а с другой — обострила межэтничес-кие отношения. Возникли опасения «арменизации», «даргинизации» края, кроме того, отмечаются противоречия как между русским населением и диаспорами, так и внутри них.

Этнополитическими результатами миграции стали:

  • упрочение положения некоторых коренных северокавказских этнических меньшинств (в частности даргинцев) и интенсифицирование их саморазвития, самоорганизации и самоуправления;
  • укоренение переселенческих этнических меньшинств (в частности армян), усиление их позиций в этносоциальных и этнополитических отношениях;
  • формирование новых общественных объединений — организаций мигрантов, выходцев из Чечни, Азербайджана, стран Средней Азии.

Положение, состояние и статус этнических меньшинств прямо связаны с общими «северокавказскими рисками». В числе их — терроризм, который нарушает этнополитическую стабильность в крае и рождает межэтнические подозрения, конфликтогенные очаги. Террористические акции помимо прямого действия имеют пролонгированную направленность и «перспективные» цели. Среди них можно выделить:

  • устрашение и ожесточение населения, распространение общественного страха, настроений неуверенности, социальной апатии;
  • подрыв авторитета федерального центра, федеральных и региональных силовых структур, авторитета органов государственной власти и местного самоуправления;
  • разобщение социума, распространение межэтнических
  • подозрений, недоверия народов и этнических групп друг к другу;
  • ухудшение общей криминальной обстановки, рост преступности.

Террористические акции провоцируют радикализацию этнической дистанции и прямые призывы и действия в отношении определенных этнических групп, являются основой для создания противостоящих этнических коалиций, которые слагаются по следующим направлениям:

Русские (прежде всего, казачество) — нерусские (главная идея — общественная безопасность и защита прав русского населения в крае и регионе).

Русские + внешние диаспоры — коренные северо-кавказские народы (главная идея: общественная безопасность и обеспечение прав внешних диаспор).

Таким образом, видно, что межэтническая напряженность проходит в основном по линии: русские — «лица кавказской национальности». Хотя есть и исключения. В результате мощного миграционного потока из Дагестана в Нефтекумский район резко обострились отношения между ногайцами, живущими на Ставрополье не одну сотню лет, и вновь прибывающими даргинцами. Многие эксперты прогнозируют столкновения между мигрантами из Дагестана, которые пытаются все активнее влиять на экономическую и политическую жизнь района и местным ногайским населением. Межэтническую напряженность здесь фиксируют 86% жителей. Ногайцы же, практически, единодушно указывают на возможный конфликт между ними и даргинцами. Всплеск напряженности имел место в августе 1999 года в селе Иргаклы, находящемся на границе Степновского и Нефтекумского районов. Поводом послужила драка молодежи. Конфликт выразился в форме многочасового митинга, в ходе которого был выдвинут ряд требований, имевших этническую окраску. В частности, отстранение от руководящей должности в местном хозяйстве даргинца. Всё перечисленное наглядно демонстрирует — насколько усилившаяся миграция обостряет межнациональные отношения в крае.

После террористических актов у русского населения и представителей внешних диаспор (армян, греков, грузин, евреев, немцев, поляков и др.) отчетливо проявлялось недоверие по отношению к чеченцам, карачаевцам, ногайцам. При этом представители внешних диаспор солидаризируются с русским населением в своем неприятии северокавказской этнической и этноконфессиональной угрозы. К сожалению, национализм, сепаратизм и экстремизм (как религиозный, так и политический) в сознании населения Ставрополья ассоциируется с представителями некоторых этнических меньшинств — северокавказских народов, не только являющихся непосредственными соседями ставропольцев, но и включенных в состав полинациональной этносферы края, терроризм стал увязываться с «лицами кавказской национальности», что звучит этнокультурным парадоксом на Северном Кавказе.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что бесконтрольная этническая миграция приводит к серьезному обострению обстановки на Ставрополье, росту преступности и усилению экстремистских религиозных течений. В некоторых районах края ситуация находится на грани межнационального конфликта. В этих условиях даже незначительный инцидент может стать причиной открытого противостояния коренных жителей и переселенцев. Положение усугубляет тот факт, что часть мигрантов из кавказских республик, более или менее открыто, ведут антироссийскую политику. Карачаевцы и балкарцы, например, даже в прессе не стесняются говорить о своей готовности стать плацдармом для глобального общетюркского влияния на Северный Кавказ. Источником же этого влияния является Турция. Таким образом, осуществляется активное выдавливание России с Кавказа. Антироссийским силам в Азербайджане и Грузии это уже, практически, удалось и сейчас стремления этих сил направлены на Северный Кавказ. Исходя из всего этого, следует признать, что рассчитывать на улучшение межнациональных отношений в Ставропольском крае, в ближайшее время, к сожалению, не приходится.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее