Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Об одном из подходов к исследованию трансформаций и проектированию изменений в социальной сфере

Уже в 70-х годах XX столетия было ясно, что наиболее разительной чертой современного мира является его стремительное поступательное движение или социальные изменения. Никогда прежде привычный мир не изменялся так быстро для подавляющего большинства человечества. Изменилось все — искусство, религия, мораль, образование, политика, экономика, семейная жизнь, даже внутренние аспекты нашей жизни. Ничего не избежало изменений.

В то же время на мировом уровне сохранились и далеки от разрешения проблемы, определяющие дальнейшее сохранение или гибель всего человечества. Фактически, социальная реальность представляет собой динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, темпа. Общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется. Повышение темпов изменений современного общества ведет к значительному усложнению социальной реальности. Мобильность социальной реальности требует осмысления результатов и практики целенаправленных изменений, выявления механизмов целенаправленного воздействия на окружающий мир.

Мир, окружающий человека, включает несколько видов сред: естественную, искусственную, информационную и социальную. Естественная среда включает собственно природу, искусственная — все материальные объекты, созданные человеком, ландшафты, облики городов. К информационно-символической среде относят культуру, в т. ч. традиции, обычаи, историческую память, средства массовой информации. Социальная среда представляет собой людей: семья, друзья, соседи, сослуживцы, работники инфраструктуры.

В свою очередь, по характеру деятельности человек включен в другие три вида сред: производство знаний, порождающее технический прогресс; материальное производство, служащее реализации технического прогресса; непосредственная среда обитания индивида, в которой ассимилируются результаты и побуждаются к дальнейшему развитию первая и вторая среды.

Связи между всеми этими средами двухсторонние и разные по характеру, все связаны через человека, его сознание, интересы, потребности.

Принципы взаимовлияния сред могут быть конкретизированы следующим образом. Современный человек предъявляет качественно однородные требования ко всем трем средам. В каждой из них люди ищут возможности для творчества, личной самореализации, перспективы роста, морального удовлетворения, человеческих контактов и т. д. Средства и организационные формы, принятые в разных средах, различны, но по содержанию они однородны. Между деятельностью человека в названных трех средах существует прямая связь. Человеческие качества, порождаемые одной средой, активно сказываются в другой. Каждая из трех сред может выступать в качестве инновационного фактора по отношению к двум другим. Непосредственная жизненная среда может порождать человеческие потребности, стимулирующие развитие науки и производства. На всех уровнях организации определяющим является сохранение общего баланса между организацией человеческой деятельности сверху и ее самоорганизацией. Последнее связано с тем, что жизнь человека на производстве перекрестно регулируется несколькими десятками организаций (от центральных планирующих органов до любительских объединений). В непосредственной жизненной среде их много меньше, они обладают значительно меньшей регулирующей силой. Качественными характеристиками непосредственной жизненной среды в значительной мере обусловлено формирование гражданских, социальных, психологических и культурных качеств человека.

Перемены в окружающей человека природной и социально культурной среде оказывают многообразное обратное воздействие на поведение, деятельность, общение и взаимодействия людей. Возможности людей к адекватной реакции на качественные изменения в среде существования не безграничны. За определенными пределами такие перемены становятся источником напряжений, преодоление которых нередко связано с невосполнимыми затратами времени и сил. Микросоциальные и макросоциальные процессы зависят от того, в каких видах деятельности и на сколько интенсивно реализуют люди свою природную активность; к каким средствам они при этом прибегают (или вынуждены прибегать); насколько устойчивы и распространены те или иные образцы решения жизненно важных проблем. В то же время, человек живет, прежде всего, в мире собственных представлений и оценок окружающей его среды и обстоятельств собственной жизнедеятельности. Проблемность жизненной ситуации зависит от значимости (важности) для человека тех или иных формирующих её факторов. Отсюда непропорциональное возрастание значимости того или иного фактора нарушает упорядоченность жизненной ситуации, поскольку требует от человека повышенной целенаправленной активности, принятия жизненно важных решений, выбора стратегии деятельности и поведения, а также средств и способов достижения цели. Следовательно, одним из основных источников напряженности жизненных ситуаций становится воспроизводимая внутренняя неудовлетворенность, связанная с воспроизводимым расхождением между желаемым и действительным.

С другой стороны, человек находится в социальном пространстве, поэтому фактически жизненная ситуация человека определяется интенсивностью взаимодействия, влияния элементов (общностей) его жизненного пространства, теми возможностями реализации потребностей личности, которые среда предоставляет ему. Тенденции к поддержанию или изменению структуры образа жизни на личностном уровне опосредованно определяется совокупностью обстоятельств, формирующих ситуацию (социально-культурный контекст жизнедеятельности социальных субъектов).

Таким образом, одними из важнейших требований к исследованию трансформаций в социальной сфере и проектированию целенаправленных изменений в ней ситуации являются выявление характера взаимосвязей социальных групп и иерархии их социально значимых проблем, знание имеющихся ресурсов. Речь идет о социальных группах, являющихся субъектами процесса социальной трансформации. Фактически это означает не только наличие нормативной модели желаемого состояния социально- организационных структур, обеспечивающих воспроизводство и развитие управляемых объектов, но и создание прогнозных моделей с выявлением перспективных тенденций их трансформации.

На основе предложенного подхода было организовано исследование практических возможностей социальной защиты муниципального уровня, проанализировано социально-экономическое положение города и выделены его основные проблемы, такие как: увеличение числа инвалидов (в 2001 г. число инвалидов составило 10,6% от числа всех жителей города); напряженная демографическая ситуаций (показатель смертности в трудоспособном возрасте возрос на 6%; уровень воспроизводства населения обеспечивает замену поколений лишь на 50%); низкий уровень медицинской помощи (лечебно-диагностическая помощь не удовлетворяет возросшим потребностям населения; недостаточная обеспеченность медикаментами, инвентарем, отсутствие современных высокотехнологических методов обследования и лечения в муниципальных учреждениях здравоохранения не позволяют в полной мере реализовать конституционные права граждан); сложная ситуация в образовании; трудная ситуация на рынке труда. В связи с перечисленными проблемами важное место в социальной политике города должно занимать повышение уровня и улучшение качества жизни населения, обеспечение более комфортных условий проживания.

Для оценки социальной защиты населения в городе Ставрополе были определены субъекты, которые задействованы в процессе социальной защиты: 1) администрация города и управленцы системы социальной защиты населения; 2) специалисты в области социальной защиты, которые непосредственно оказывают помощь нуждающимся категориям населения; 3) граждане города: все нуждающиеся в социальной поддержке — клиенты социальной защиты, а также те, которые могут попасть в трудную жизненную ситуацию; 4) мнение местного сообщества, которое отражается в средствах массовой информации; 5) ученые-эксперты. Определены особенности системы социальной защиты населения в г. Ставрополе, заключающиеся в том, что социальная защита города представлена единым Управлением труда, социальной защиты и работы с населением и взаимодействующими с ним единой службой социальной помощи на дому и единой пенсионной службой, проведено специальное исследование для определения критериев эффективности социальной защиты, ее оценки и разработки рекомендаций для улучшения. С целью определения отношения местного сообщества к существующей системе социальной защиты населения в городе Ставрополе проведен контент-анализ местных газет: «Вечерний Ставрополь» и «Ставропольские губернские ведомости» за период 1998 — 2002 гг.

В ходе исследования были определены мнения клиентов социальной защиты об ее эффективности. Опрос позволил выяснить, в каких мерах социальной защиты наиболее нуждаются граждане, достаточно ли в городе социальных учреждений, какие проблемы являются актуальными для нуждающихся категорий и др. Опрошено было 10 человек, среди которых 7 женщин и 3 мужчин. Также был проведен опрос среди специалистов, непосредственно работающих с нуждающимися гражданами, для определения мнения о состоянии и направлениях развития социальной защиты города. В опросе приняли участие специалисты по работе с многодетными, неполными, опекунскими семьями, инвалидами, безнадзорными и беспризорными детьми, пожилыми гражданами. Опрошено было 7 человек, среди которых 6 женщин и 1 мужчина.

Для оценки социальной защиты населения с позиции науки и практики социальной работы был использован метод экспертных оценок (16 экспертов, среди которых 7 женщин и 8 мужчин). В ходе исследования респондентами было отмечено, что для улучшения социальной защиты населения необходимо проводить преобразования системы. Анализ сильных и слабых сторон деятельности, выявления стратегических направлений управления труда, социальной защиты и работы с населением в районах города позволил определить состояние и направления развития социальной защиты с позиции ее субъектов и дать оценку не только системе социальной защиты населения в г. Ставрополе, но и выявить приоритетные направления целенаправленных трансформаций в системе управления социальной защитой.

Социальная защита города Ставрополя в настоящее время имеет ряд проблем, обусловленных разными причинами, но имеет и возможности, используя которые можно повысить эффективность деятельности системы социальной защиты.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее