Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Особенности формирования творческого потенциала старшеклассников в условиях центра дополнительного образования

Разными авторами творчество понимается по-разному. Г. С. Батищев трактует креативность личности как предваряющее любую деятельность отношение к миру. Определяющим началом креативности в человеке С. Л. Рубинштейн считает строительство самого человека. В соответствии с иерархией ценностей, предложенной А. Маслоу, стремление человека реализовать свои творческие силы, собственные возможности и способности, желания человека самоосуществиться воплощаются в высшей потребности личности — потребности в самоактуализации.

К. А. Абульханова-Славская и А. А. Бодалев относят понятие творчества не к сфере создания предметов и вещей, а к сфере человеческих отношений и уровню их человечности, т. е. рассматривают творчество как построение человеческих отношений в соответствии с высшими гуманистическими идеалами. Более абстрактно и широко понимает творчество Я. А. Пономарев, толкующий его как механизм развития или взаимодействия. К. Роджерс рассматривает творческую адаптацию к постоянно изменяющимся условиям внешнего мира, уникальность индивида и создание нового как главные факторы креативности человека.

Таким образом, обобщая приводимые точки зрения, можно заключить, что развитие личности и ее культурная детерминация невозможны без

актуализации механизмов творчества в человеке. При этом творчество выступает и как постоянное воспроизводство субъектом самого себя в новом качестве, и как изменяющая внешний предметный мир созидательная активность человека, и как творческое взаимодействие с другими людьми в процессе общения и сотрудничества.

Для творческой личности характерны в области самопознания и саморазвития: поиск личностных смыслов в окружающем; стремление к самореализации на основе высших общечеловеческих ценностей; адекватная самооценка творческих способностей, сил и возможностей; выбор целей и задач, которые могут быть решены личностью с высоким качеством; отсутствие тревожности, уверенность в своих силах, способность видоизменять цели при изменении условий деятельности; критичность, умение учиться на ошибках; рефлексия ценностного смысла собственной деятельности.

В деятельности общения и сотрудничества творчество личности проявляется: в искреннем и открытом поведении; в независимости высказываемых суждений; в самостоятельности продуцируемых оценок; в инициативности и способности вести других за собой; в своеобразии и непредвзятости.

Развивая творческий потенциал, в содержании деятельности Центра дополнительного образования (ЦДО) были введены новые учебные предметы, которые не просто дополняли объем знаний в рамках изучаемых дисциплин, но и способствовали более точному осознанию абитуриентом той области социальной практики, которую он избрал как будущую профессию. В частности, насыщение традиционной системы учебных дисциплин «Введение в информационные технологии», «Курс культуры речи», «Основы гуманитарных знаний» позволило значительно расширить творческий потенциал. Как показали несколько лет практического опыта, введение такого рода курсов способствовало не только развитию творчества, но и более продуктивной адаптации абитуриентов к последующему обучению в вузе, более отчетливо выраженному самоосознанию старшеклассников, а затем и студентов своей будущей профессиональной деятельности, успешности прохождения всех этапов учебы.

Для развития самореализации учащихся ЦДО были выбраны следующие формы образовательного процесса: круглый стол, мозговые штурмы, диспуты, дополнительные и индивидуальные занятия с преподавателями и самостоятельные занятия слушателей с использованием компьютерного класса, технических средств обучения, семестровые зачеты и итоговые аттестации, тестирование (текущее и итоговое).

Совместно с приемной комиссией университета было организовано проведение совместной итоговой (с выездом на места) аттестации учащихся специализированных классов. Аттестация проводилась в 1998 — 1999; 1999 — 2000; 2000 — 2001; 2001 — 2002 учебных годах. Итоги аттестации показали, что абитуриенты, которые учились в ЦДО 2 года, сдали вступительный экзамен на «хорошо» и «отлично» и в дальнейшем, как показала практика, являлись лучшими студентами факультетов.

Находясь в некотором промежуточном положении между системой общего среднего образования и высшим профессиональным образованием, имея в качестве ориентиров, с одной стороны, программы средней школы по соответствующим дисциплинам, а с другой — необходимость к подготовке к обучению в вуз, предъявляющего вполне определенный набор требований, система подготовки отдела профориентации и ЦДО являются полифункциональной. Анализ показывает, что успешность решения этой главной задачи во многом связана с формированием системы мышления, укреплением психологической устойчивости абитуриента, развитием и подкреплением профессиональной мотивированности. Анализируя данные, можно отметить неуклонный общий рост числа абитуриентов, свидетельствующий о целесообразности работы, проводимой отделом профориентации и ЦДО в отдаленных районах Ставропольского края.

С 2000 года в ЦДО была введена новая форма экзамена — тестирование. Тестирование является сложным элементом профориентационной деятельности, которое заранее знакомит с нормативными требованиями, предъявляемыми к поступающим в высшее учебное заведение.

Отдел профориентации и ЦДО создали и разработали комплекс методик тестирования по блокам точных, естественных, гуманитарных дисциплин, что позволило получить разностороннюю, комплексную оценку полученных знаний, навыков и умений слушателей ЦДО.

Проведение тестирования открывает широкое поле для деятельности и взаимодействия различных сфер педагогических наук, ведь, наряду с образовательной функцией, тестирование позволяет осуществлять сбор оперативной информации о готовности абитуриентов перейти на следующий, более сложный уровень подготовки, а также проводить психологические и социологические исследования, позволяющие:

  • создать и поддержать многолетнюю, комплексную информационную базу контингента слушателей;
  • составлять на каждый учебный курс социологическую карту контингента обучающихся на подкурсах;
  • проводить диагностики, корректировки, проектировки учебного процесса, которые дают возможность не только периодически перерабатывать методические программы, но и создавать стандарт, отвечающий современным требованиям;
  • выявлять соотношение подготовленных и отстающих слушателей по данному предмету;
  • проводить внутреннее формирование учебных подгрупп на протяжении учебного курса не только в зависимости от специальности, но и от уровня подготовленности.

Организация тестирования помогла активизировать индивидуально — самостоятельную деятельность слушателей. Отдел профориентации совместно с ЦДО проводит тестирование в январе (по программе за первое полугодие) и в мае (по программе всего курса обучения). Тестирование проходит на базе школ районов и в г. Ставрополе. Сопоставление полученных результатов позволяет сделать вывод о динамике творческого саморазвитии старшеклассников в условиях Центра дополнительного образования.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее