Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Профессиональная готовность педагога к управлению педагогическим процессом

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В современной науке явление готовности к профессиональной деятельности исследуется на различных уровнях.

  1. На личностном уровне (Абульханова-Славская К. А., Ананьев Б. Г., Кон И. С., Леонтьев А. Н., Михайлов Ф. Т., Столин В. В. и др.) готовность рассматривается как проявление индивидуально-личностных качеств, как процесс формирования морально-психологических качеств личности, определяющих отношение к профессиональной деятельности, обеспечивающих ее успешное осуществление. Цель формирования готовности заключается в облегчении процесса адаптации к деятельности, в овладении операциональной, нравственной, психической, организационной ее сторонами. Структура готовности на данном уровне рассматривается как симптокомплекс признаков: волевые качества, направленность интеллектуальных процессов, специализированная наблюдательность, творческое воображение, способность к саморегуляции и др.
  2. На функциональном уровне А. Б. Леонова рассматривает готовность как адекватное отражение специальности, профессиональное мастерство, умение мобилизовать необходимые физические и психические ресурсы для реализации деятельности. Ряд других ученых (Алаторцев В. А., Ильин Е. П., Левитов Н. Д. и др.) понимают готовность на функциональном уровне как ее временную готовность и работоспособность, сущность ее они видят в предстартовой активизации психических функций.
  3. Профессиональная готовность как категория теории деятельности рассматривается такими учеными, как В. Т. Мышкиной, В. Д. Шадриковым как результат процесса подготовки — «готовность… не только как рабочая мобилизация профессиональных и психических возможностей, но и как высший профессионализм».
  4. На личностно-деятельностном уровне (Деркач А. А., Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. и др.) профессиональная готовность рассматривается как целостное проявление всех сторон личности, как система мотивов, отношений, установок, черт личности, накопление знаний, умений, навыков, которые обеспечивают возможность эффективно выполнять профессиональные функции.

Анализ представленных научных направлений позволяет нам отнести профессиональную готовность педагогов к осуществлению деятельности по управлению педагогическим процессом к категории личностно- деятельностного уровня. Это обусловлено в первую очередь сущностью самого процесса управления, содержанием управленческих функций, требованиями к педагогу как субъекту, осуществляющему данный вид деятельности.

Рассмотрим данные позиции. В науке термин «управление» трактуется как деятельность (В. С. Лазарев, Г. Х. Попов, М. М. Поташник и др.), как воздействие (В. Г. Афанасьев, Л. Б. Ительсон, А. А. Орлов, Н. Д. Хмель и др.) одного человека на другого и как взаимодействие субъектов (Т. М. Давыденко, В. И. Зверева, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.). Управление педагогическим процессом понимается нами как процесс взаимного изменения управляющих и управляемых, изменения взаимодействующих субъектов и самого процесса взаимодействия.

Структура управленческой деятельности педагога включает следующие функции: прогнозирование, проектирование и разрешение учебно-педагогических ситуаций, а также их контроль и оценка. Такое понимание функций управленческой деятельности педагога позволяет выделить следующие знания и умения управления педагогическим процессом:

  • собирать информацию, обрабатывать ее;
  • прогнозировать, проектировать, анализировать учебно- педагогическую ситуацию;
  • выделять причины возникновения данной ситуации;
  • определять задачи по разрешению проблемы;
  • устанавливать критерии достижения педагогической задачи;
  • определять пути достижения задачи и их осуществлять (мотивообразующие, коммуникативные, перцептивно-рефлексивные);
  • оценить достигнутый результат;
  • реагировать на изменения, вносить коррекцию в действия. Готовность педагога к осуществлению деятельности по управлению

педагогическим процессом заключается не только в наличии знаний и сформированности представленных умений, но и в том, чтобы деятельность педагога, управляющего учением школьника, была направлена на перевод учащегося из позиции объекта деятельности педагога в позицию субъекта своего учения.

Для того чтобы наметить пути развития готовности педагога к осуществлению представленного вида управленческой деятельности,нами были выделены компоненты и уровни готовности, осуществлена оценка данных уровней у студентов-заочников третьего курса, обучающихся по специальности физическая культура и спорт.

Опираясь на исследования ряда отечественных ученых (С. И. Жуковский, В. В. Желанова, Л. М. Митина, В. А. Мижериков и др.), нами было выделено пять уровней готовности: высший, высокий, средний, низкий и низший. Каждый уровень характеризуется выраженностью в той или иной степени следующих компонентов профессиональной готовности:

  • мотивационно-ценностный, включающий положительное отношение не только к выбранному виду профессиональной деятельности, но и к деятельности по управлению педагогическим процессом, потребность в успешном решении управленческих задач, стремление добиться успеха;
  • когнитивный компонент, включающий определенный уровень теоретических знаний;
  • операционально-деятельностный компонент, определяющий уровень практических умений, готовность к творческому решению управленческих задач.

В ходе исследования была разработана серия вопросов и заданий, наряду с обязательным методом индивидуального опроса (в письменной форме) дополнительно проводились индивидуальные беседы с респондентами.

Первая серия вопросов предполагала выявление положительной личностной мотивации педагогов к выбранному виду профессиональной деятельности и к деятельности по управлению педагогическим процессом, выявление потребности в успешном решении управленческих задач.

Вторая серия вопросов была направлена на исследование спектра теоретических знаний по представленной проблеме. Под спектром мы понимаем наличие знаний из различных областей наук (в первую очередь, психологии, педагогики, акмеологии, философии).

Третья серия вопросов и заданий использовалась нами в целях определения уровня сформированности у педагогов практических умений по управлению педагогическим процессом, готовности к творческому решению управленческих задач (операционально-деятельностный компонент).

Результаты количественного анализа ответов студентов-заочников отражают качественные особенности мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов готовности по пятиуровневой системе.

Таблица — Результаты констатирующего эксперимента, определяющего уровни компонентов профессиональной готовности к управлению педагогическим процессом (в %)

Компоненты Уровни

Мотивационно- ценностный

Когнитивный

Операционально- деятельностный

Высший

4,6

1,8

0,8

Высокий

12

3

1,3

Средний

43,1

30,2

29,9

Низкий

20,3

42

36

Низший

20

23

32

Представленные результаты опросов позволяют говорить о своеобразии осознания педагогами значимости овладения знаниями и умениями по управлению педагогическим процессом (мотивационно-ценностный компонент). Для молодых педагогов только начинающих свою профессиональную деятельность в качестве учителя физкультуры данная проблема наиболее актуальна, они более мотивированы на получение знаний и овладение необходимыми умениями в решении управленческих задач. Это, на наш взгляд, связано со спецификой вхождения в профессию. Освоение профессиональных действий, в том числе и управленческих, предъявляет к молодому специалисту больше требований. Значимость управленческих

действий, особенно в ситуации управления учением, воспитанием, вероятность отрицательного результата (игнорирование овладения умением самоуправления своей деятельности учеником) приводит к состоянию снижения уверенности молодого педагога в себе, в своих возможностях, к отказу от творческого выполнения профессиональной деятельности. Это и активизирует осознание необходимости в овладении управленческими умениями. У учителей с большим стажем работы, достигших определенной профессиональной зрелости, уже имеется некоторый собственный опыт управления педагогическим процессом на уроках физкультуры, в связи с чем осознание значимости данной проблемы у представителей этой группы значительно ниже.

Вместе с тем результаты исследования показывают недостаточный уровень когнитивной и опрерациональной готовности к осуществлению деятельности по управлению педагогическим процессом как у молодых, так и опытных педагогов. Это еще раз подтверждает наши предположения об актуальности представленной проблемы и необходимости ее решения.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее