Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Семейное поведение студенческой молодежи

Студенческие годы — это не только время для получения высшего образования, но и благоприятная пора для создания семьи по многим причинам. Широкие возможности выбора брачного партнера (особенно в вузах, где сбалансированная половая структура), общность многих жизненных целей, схожесть ценностных ориентаций, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка — все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей.

Исследования ценностных ориентаций, проведенные Скриптуновой Е.А, Морозовым А. А. говорят о том, что в понятие «счастье» каждый третий студент включает наличие «хорошей семьи».Таким образом, возникает необходимость изучения семейного поведения студенческой молодежи, которое определяется Антоновым А. И., Медковым В. М. как потребность в браке, сексуальной жизни, в детях и родительстве, что в совокупности характеризует потребность в семье.

Освоение семейных ролей начинается задолго до создания семьи и происходит поэтапно. Можно выделить три основные этапа:

  • добрачный, который включает подготовку к семейной жизни и подразумевает формирование определенных установок, системы знаний, умений и навыков;
  • брачный, до рождения ребенка (обычно 1–2 года), когда непосредственно происходит первичная адаптация к семейной жизни, осваиваются супружеские обязанности, осуществляется притирка характеров, темпераментов супругов, выявляется соответствие между имевшимися представлениями, ожиданиями и реальностью, начинает формироваться единый образ жизни;
  • брачный, после рождения ребенка, т. е. связанный с вторичной адаптацией, когда уже накопился определенный опыт супружеских отношений и, когда в семье появляется ребенок.

Добрачные представления о семейной жизни у молодежи основываются чаще всего на опыте родительской семьи, друзей, знакомых. Однако этих представлений явно не достаточно, ибо зачастую они неполны, разрознены. Вступая в брак, молодые люди переходят в новое не только социальное, но и психологическое состояние. Оно определяется, прежде всего, тем, что происходит пересмотр добрачных представлений о браке и семье с учетом реальности. Отметим попутно, что немало юношей и девушек (почти треть) вообще не имели никаких представлений о том, какой должна быть семья, не имели ни идеальных, ни реальных образцов для подражания.

Данные исследования Балцева В. А., Буровой С. Н., Воднева А. К. свидетельствуют о том, что трудности, которые испытывает значительная часть семейных студентов при разрешении совместных проблем, возникает как раз из-за плохой подготовленности к семейной жизни. Несоответствие между представлениями, ожиданиями и реальной жизнью не может не сказываться на удовлетворенности браком. Еще до брака студенческая молодежь в той или иной мере усваивает какие-то умения и навыки, необходимые для семейной жизни. Однако нередко их оказывается недостаточно. К примеру, по мнению семейных студентов, они достаточно хорошо теоретически представляли себе, как рационально вести домашнее хозяйство (40,4% девушек и 52,1% молодых людей), но на практике это получается хорошо далеко не у каждого (лишь 29,7% и 36,7% соответственно).

У молодежи существует много возможностей для освоения ролей мужа и жены в добрачный период. Но их осуществление зависит от установок студентов на создание семьи, от осознанности ими значения целенаправленной подготовки к семейной деятельности.

Ориентация студенческой молодежи на создание семьи характеризуется следующими тенденциями.

Исследования Лисовского В. Т., Поспеловой Т. Г. обнаруживают высокую ориентацию значительной части первокурсников на брак в студенческие годы, которая сохраняется в процессе всего обучения.

Среди различных социально-демографических характеристик студентов наиболее сильно коррелируют с установками на брак пол и профессиональная принадлежность.

Положительные установки на брак свойственны большей части первокурсников (66,2%), причем среди девушек она распространена сильнее (74,5%), чем среди юношей (55,3%).

Связь между профессиональной принадлежностью и ориентацией молодежи на брак опосредована половозрастными особенностями контингента студентов различных факультетов. Так, на философском факультете учатся студенты более старшего возраста, чем на других факультетах, на математико-механическом и физическом — обучаются самые молодые студенты. Различно на факультетах и соотношение юношей и девушек. Соответственно и ценностные ориентации на создание семьи на различных факультетах разные.

Специфика студенчества как социальной группы, характер ее жизнедеятельности, особенности материального положения и относительно большой процент ориентации студенческой молодежи на брак должны содержать определенную систему представлений о браке, мировоззренческих позициях.

Структура ценностных ориентаций студентов в сфере семьи имеет следующий вид.

Доминирующее место в ней занимают психологическая и репродуктивная функции.

Психологическую функцию брака, т. е. возможность установить психологические контакты, непосредственное общение, взаимопонимание, подавляющее большинство студентов (80%) считают очень важной. При этом отдельные ее компоненты имеют различное значение. Весьма важна для большинства студентов (78%) так называемая «терапевтическая» функция — возможность оказать помощь и поддержку партнеру.

Значение психологической функции брачно-семейных отношений для студентов меняется в процессе обучения незначительно, причем в основном за счет снижения значимости «терапевтической» функции.

Репродуктивная функция — перспектива иметь и воспитывать детей — также важна для большей части студентов (76%). За время обучения в вузе ее значимость возрастает.

Важность сферы сексуальной жизни супругов признает около половины студентов на 1 курсе и 62% — на 3-ем. При этом интимные отношения допустимыми только в официальном браке считает одна четверть студентов. Половина студентов решающим фактором в этом вопросе признает эмоциональные отношения, а факт заключения брака имеет второстепенное значение.

Хозяйственно-экономическую функцию семьи, включающую создание определенных условий жизни, считает важной меньшее количество студентов, и отдельные ее компоненты оцениваются ими по-разному. Возможность создать свой «дом» считает важным 66%, организация быта имеет важное значение для 49%, решение экономических и материальных вопросов для 36%.

И здесь обращает на себя внимание тот факт, что из числа студентов, ориентированных на брак в студенческие годы, материальные вопросы самостоятельно решают 38% студентов, еще 38% занимаются ими вместе с родителями и у 25% этим полностью занимаются родители. Таким образом, в ряде случаев студенты ориентацию на брак не связывают со своей экономической самостоятельностью.

Надо отметить, что представления о ценностях семейной жизни у юношей и девушек в целом совпадают. Однако отдельные аспекты оцениваются по-разному. Так, для девушек большое значение имеют моральная поддержка партнера, быт, экономические факторы, для молодых людей — интимные отношения. У юношей более выражена ориентация на авторитарную семью. Они более лояльны к интимным отношениям вне брака.

Начало брачного периода связано со вступлением в брак, когда происходит формирование совместного образа жизни. Для студенческой семьи, где оба супруга являются студентами, данный этап облегчается в связи с одинаковой деятельностью супругов и схожестью черт образа жизни до брака.

Супруги могут по-разному представлять себе свою семейную жизнь, и тогда несовпадение этих представлений отражается на процессе брачно- семейной адаптации, т. е. умении человека приспособиться к совместной жизни в браке и семье. Большое значение имеют материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личностная адаптации.

Материально-бытовая адаптация, в основном, заключается в согласовании прав и обязанностей супругов при выполнении домашних дел, распределении бюджета.

Нравственно-психологическая — основывается на совмещении мировоззрений, интересов, также особенностей характера.

Интимно-личностная — заключается в достижении супругами сексуального соответствия, гармонии.

Смысл первичной брачной адаптации супругов заключается в том, чтобы привести в соответствие представляемые модели отношений в браке мужа и жены с их действительными отношениями. В противном случае могут произойти необратимые последствия: хронический психологический дискомфорт, что, в конечном счете, может привести к распаду семьи.

В каждой семье необходимость материально-бытовой адаптации требует согласования прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел, создания определенной модели распределения семейного бюджета.

Во избежание возможных конфликтов при освоении супружеских ролей в первую очередь необходимо обратить внимание на организацию быта, поскольку быт, преломляясь через семейные отношения специфическим образом, накладывает свой отпечаток на удовлетворенность или неудовлетворенность браком.

В студенческой семье общность деятельности (учебы в вузе) предположительно диктует и справедливое распределение домашних обязанностей между супругами. Активное включение обоих супругов в хозяйственную деятельность семьи позволяет им не только наладить быт, но и успешно освоить семейные роли.

Именно с хозяйственно-бытовой сферой деятельности связано в первую очередь обеспечение семейного равенства. Для семейной студентки особенно важна забота со стороны супруга, поскольку, выйдя замуж, т. е. осуществив свое желание иметь семью, она вместе с тем не хочет замкнуться в ней. Большая же загруженность домашними делами не позволяет ей реализовывать себя в других сферах деятельности.

У молодых людей наиболее успешно протекает интимно-личностная адаптация. Высокая удовлетворенность сексуальными отношениями характерна для большинства супругов.

Стабилизации студенческих семей, прочному супружескому союзу в огромной степени способствуют духовно-интеллектуальные факторы: взаимопонимание, общность взглядов, интеллектуальный и культурный уровень супругов, нравственная зрелость людей. Причем исследователи Балцев В. А., Бурова С. Н., Воднев А. К. отмечают, что роль нравственных ценностей семьи, таких как духовная близость, взаимная поддержка неуклонно возрастает. Прочность семьи все в большей степени зависит от общей культуры супругов, душевной тонкости и чуткости, тех качеств, которые способствуют взаимопониманию и общению в семейной жизни.

От того, насколько успешно супруги осознали и освоили свои роли в семье в предбрачный период и на начальном этапе семейной жизни, зависит успех адаптации и на последующем этапе, когда в семье рождается ребенок. Это наиболее сложный период в развитии супружеских отношений, связанный с резким изменением всего образа жизни. У молодых супругов, особенно студентов, резко сокращается объем свободного времени, возрастают психологические нагрузки, увеличиваются денежные расходы.

Многие супружеские пары на практике оказываются неподготовленными к появлению ребенка, к уходу за ним и его воспитанию. При этом молодежь самонадеянно полагает, что уход за детьми в будущем не представит для них особых трудностей.

На какие же стороны жизнедеятельности семьи влияет появление в ней ребенка, как сказывается его рождение на удовлетворенности различными аспектами семейной жизни?

В первую очередь, трудности, возникающие с появлением ребенка, отражаются на взаимоотношениях супругов. Так, в семьях, где нет детей, 85% молодых людей и 77% девушек удовлетворены отношениями к ним со стороны супруга (супруги); когда же в семье появляется ребенок, то удовлетворенность супружескими отношениями заметно снижается: только 68% мужчин и 65% женщин удовлетворены отношениями к ним со стороны супруга. Это свидетельствует о том, что молодая семья должна более ответственно подойти к этому этапу брачной адаптации.

Очевидно, с появлением ребенка снижается уровень социально- психологического самочувствия супругов. На удовлетворенность браком в данный период особенно влияет материальная обеспеченность семьи, жилищные условия и условия воспитания детей, распределение обязанностей по дому. Если в студенческих семьях, в которых нет детей, 81% молодых людей и 67% девушек удовлетворены распределением хозяйственно- бытовых обязанностей, то в семьях, в которых появляется ребенок, удовлетворенность падает — она составляет 72,6% и 56% соответственно.

Одновременно в студенческой семье снижается удовлетворенность принятием основных решений, касающихся ее жизнедеятельности. 82% и 74% мужчин и женщин удовлетворены этим в семьях, где нет детей, а в семьях, где есть ребенок — 72% и 62% соответственно.

Недостаточно высока и удовлетворенность женщин распределением обязанностей по уходу за ребенком (72%).

Появление ребенка сказывается на многих сторонах семейной жизни, в частности, в разрешении возникающих конфликтов, наблюдается диссонанс в интимных отношениях.

Конечно, с появлением ребенка мужчинам-студентам приходится много времени уделять работе по дому, ребенку, и все же загруженность домашней работой у них значительно ниже, чем у женщин.

Характерно, что большинство семейных студентов считают для себя жизненно важным быть хорошими супругами, семьянинами, воспитателями детей; не только в настоящем, но и в будущем они ориентированны на эти цели.

Очевидно, что именно в период появления ребенка — наиболее сложный — студенческим семьям особенно требуется внимание со стороны общества, а конкретно — со стороны администрации и общественных организаций вузов. Именно они могут оказать такую помощь студенческим семьям в удовлетворении их потребностей. Поддержка эта тем более необходима, что удовлетворенность браком молодой семьи в это время тесно связана с социальными аспектами ее жизнедеятельности.

Таким образом, можно сказать, что знание основ семейного поведения играет важную роль в жизнедеятельности студенческих семей. Умение планировать свою семейную жизнь, предвидеть разногласия, которые могут

возникнуть в браке, позволяет избежать многих проблем, и выстроить более гармоничные отношения между супругами.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее