Как защитить диссертацию?

Турагентство «Твой Тур» в Санкт-Петербурге поможет Вам провести Ваш незабываемый отпуск, отдых, свадебное путешествие или экскурсионный тур.

Взаимосвязь профессиональной и коммуникативной культуры личности будущего специалиста

Основополагающими элементами феномена профессиональная культура являются культура и профессия. Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает то же самое, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия.

Таким образом, профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это — совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности. В ней, как в любой другой отрасли культуры «действуют два начала — консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности».

Консервативные или традиционные элементы — такие как, нормы, правила, традиции — являются интегрирующим механизмом профессиональной культуры и позволяют сохранять специфику профессии и организации. Традиционные элементы призваны обеспечить преемственность профессиональной культуры, посредством традиции происходит трансляция ценностей, осуществляется коммуникация работников.

Профессиональная культура включает в себя разнообразные модели поведения её носителей, включая творческие или инновационные. Творчество, характерное для человека, является сутью культуры, в т. ч. и такой её отрасли, как профессиональная культура. Несмотря на относительную замкнутость, современная профессиональная культура может и должна быть открыта внешним идеям, это культура диалога и полилога, в русле которых формируется личность, в т. ч. личность профессионала. Посредством инноваций стимулируется индивидуализация проявления личности как субъекта деятельности.

Профессиональная культура характеризуется наличием системы накопления, хранения и передачи информации, программ поведения, представлений данной профессии, среди которых цели профессиональной деятельности, нормы и доминанты идеологии профессии, т. е. системы специальных убеждений, совокупности идей, сфокусированных вокруг основополагающих данной профессии ценностей (Н. В. Исаева).

По утверждению К. А. Абульхановой-Славской, профессиональная культура — есть «способ организации, развития определенной профессиональной деятельности, движущей силой динамики, интенсивности и содержательности, которой является личность».

Освоение профессиональной культуры связано с утверждением и формированием в сознании будущего специалиста идеи высшей ценности человека. Сформированные ценности сознания будущего специалиста свидетельствуют об уровне развития профессиональной культуры и реализуются в диалогическом общении не только с субъектами профессиональной деятельности, но и с самим собой.

В исследованиях А. А. Деркача, Н. В. Кузьмина, делающих акцент на субъекте деятельности, профессиональная культура определяется как качественная характеристика представителя профессии. Сущность этой характеристики заключается в мере владения субъектом деятельности современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами для ее осуществления.

Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. При этом различают формальную и реальную квалификацию: первая предполагает необходимые для данной профессии теоретические знания, а вторая — практические навыки и умения, профессиональный опыт. Специальные теоретические знания призваны дать профессиональные дисциплины, а первоначальные практические умения — производственная практика. В то же время основой для получения студентом знаний в области избранной профессии и специальности становятся знания по гуманитарным, социально- экономическим и естественнонаучным дисциплинам. Общекультурная подготовка, включающая в себя изучение истории, экономики, права, социологии и политологии, иностранного языка, культуры речи, а также развитие знаний по математике и информатике, являются фундаментом для профессионального становления.

Профессиональная культура фиксирует сам образовательный процесс вуза и результат взаимовлияния и взаимодействия двух других факторов — профессии и культуры, как ее основополагающих элементов.

Большое значение играет возможность выбора абитуриентом образовательного учреждения, студентом — дисциплин и уровня их изучения. Выбор предполагает самостоятельность и ответственность. Идеал будущего специалиста — это активный, ответственный, уверенный в себе, инициативный, принимающий решения, умеющий правильно делать правильное дело работник. Эти характеристики относятся к лидерским и могут быть развиты в процессе обучения. Представляется важным введение в круг дисциплин по выбору курсов, ориентированных на развитие умений и навыков взаимодействия, коммуникации. Среди таких учебных дисциплин можно назвать психологию делового общения, основы коммуникативной культуры, этику деловых отношений. Одним из средств становления специалиста следует назвать погружение образовательного процесса в ситуацию диалога культур.

Диалог это не только форма речи, разговор, но и форма обучения, и форма исследования, это и спор, беседа, проект, общение.

Образовательное пространство высшей школы ориентирует студентов на профессиональную деятельность, предметом которой являются полисубъектные отношения в процессе международного экономического взаимодействия. Поэтому важнейшей задачей технического вуза является предоставление студенту возможности овладеть системой антропологического знания, излагаемого в учебных курсах по принципам проблемно-содержательной взаимосвязи экономических, социогуманитарных специальных и культурологических дисциплин, что составляет в профессии необходимое условие последующей специализации. Основная задача профессиональной подготовки студентов состоит в том, чтобы ввести их в мир профессиональных ценностей, оказать помощь в овладении базовыми основами профессиональной культуры и развитии субъектных свойств личности будущего специалиста как культуры.

Идеальный образ современного специалиста характеризуется как яркая, самобытная, творческая, не лишенная харизматичности личность, способная ощутить проблемы и противоречия жизни и через свою индивидуальность пропустить время, через свою жизнь транслирующая жизненные ценности и образцы профессионального поведения.

Интегративным стержнем личности будущего специалиста является профессиональная культура, позволяющая ему самоактуализоваться в профессиональной деятельности и жизни, найти личностные смыслы в образовании, а затем и приложение своего личностного потенциала.

Профессиональная культура выступает как мера и способ реализации личности в творческой профессиональной деятельности: овладевая ценностями профессиональной культуры, личность формирует свое профессиональное «Я».

Современная профессиональная культура развивается в условиях возрастания внимания общества к культуре взаимодействия, к коммуникативной культуре. В современных условиях развития рынка на смену культуре свободы и справедливости пришла этика ответственности. В классической модели этики ответственности субъект профессиональной деятельности самостоятелен и свободен, обладает разумом, способен понимать мотивы своих поступков и ответственен за последствия своих действий, способен анализировать процесс взаимодействия и прогнозировать его результаты, способен принимать и понимать поступки партнера по общению. Это -коммуникативная культура будущего специалиста, выступающая за стремление к диалогу. Процесс формирования профессиональной культуры, включающий теорию и практику разрешения профессиональных ситуаций, может и должен строиться на основе анализа и интерпретации процесса профессионального и межличностного взаимодействия и возможных последствий, с учётом разных систем ценностей и оценки.

Процесс становления будущего специалиста находится под особым воздействием общемировых тенденций развития образования, общекультурной подготовки и диалогизации образовательного процесса. Современная профессиональная культура характеризуется наличием специальных знаний, умений и навыков, нормативностью и, в то же время, открытостью, способностью к межличностному и межкультурному диалогу и восприятию новых идей и иноязычной культуры.

Понятие «профессиональная культура» находится в неразрывном единстве с понятием субъекта профессиональной деятельности, представляет собой универсальную связь межличностного профессионального взаимодействия. Профессиональная культура представляет собой универсальное связующее звено между субъектом профессионально деятельности и всем тем, на что направлена деятельность субъекта.

Освоение профессиональной культуры предполагает достижение субъектом профессиональной деятельности уровня сформированных качеств личности, навыков и умений профессиональной деятельности. Овладение миром профессии — это овладение миром ее культуры. Поле профессиональной культуры образовано профессиональными ценностями, значениями и понятиями как силами, обеспечивающими образование профессиональной культуры на пересечении личности, сознания и деятельности. Овладение профессиональной культурой, таким образом, всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью.

На основе анализа учебных программ экономического факультета нам представилось возможным выделить следующие этапы профессиональной подготовки будущего специалиста в области экономики:

  1. формирование культуры экономического мышления на основе знаний дисциплин специального, общепрофессионального блока;
  2. накопление личностного опыта познания экономических законов, социально — гуманитарных знаний, преобразующееся в потребность в самообразовании и самосовершенствовании;
  3. поиск оптимальных способов профессионального взаимодействия и передачи накопленного опыта и ценной информации на основе культуры делового общения и межличностного взаимодействия.

Таким образом, подход к культуре как к способу деятельности имеет значение не только для определения профессиональной культуры, но и коммуникативной культуры, как инварианта любой сферы жизнедеятельности человека, любой профессиональной деятельности, а соответственно, и профессиональной культуры. Особая ценность данного подхода заключается в том, что в центре нашего внимания находится человек, специалист, решающий определенные профессиональные задачи, достигающий определенных поставленных профессиональных целей, вступающий во взаимодействие и познающий и преобразующий мир и самого себя.

Для специалиста, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя — коммуникативная культура. Коммуникативная культура здесь представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Психолого-педагогическая литература все больше внимания уделяет вопросу свободного развития личности, ее нестандартному формированию, умению адаптироваться в различных культурных средах. Найти верную стратегию и тактику общения, осмысленно проникнуть в культуру собеседника, сохранив при этом свою самобытность, найти общий язык и ключ к решению проблемы может только человек, овладевший как элементами коммуникативности, так и достигший уровня развития более высокого порядка, использующий не метод «проб и ошибок», а опирающийся на определенную стратегию.

Особая роль в этом процессе отводится системе коммуникативной культуры, призванной дать ключевые представления и навыки, обеспечивающие социально приемлемый уровень межличностного взаимодействия.

Можно сказать иначе: новая задача и новый критерий воспитания и обучения будущих специалистов — учить культуре общения, т. е. формировать коммуникативную культуру.

Представляя собой социально-психологическое образование в структуре личности, профессиональная культура позволяет личности развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость. Профессиональная культура выступает способом преобразования окружающего мира, способом преобразования личности выступает коммуникативная культура.

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности будущего специалиста, по определению А. В. Мудрика есть «система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении».

Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности. Являясь одной из приоритетных задач профессионального образования, коммуникативная культура рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образования, как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов.

Коммуникативная культура, рассматриваемая в рамках педагогического процесса, отражающем единство целевого, содержательного и процессуального аспектов образовательной деятельности, предстает, по определению В. С. Леднева, как совокупность ценностных структур в виде эмоциональной или нравственной культуры, культуры мышления и культуры речи, в свою очередь представляющих собой «инвариантные компоненты структуры деятельности, обеспечивающие систему инвариантно — деятельностных качеств личности.

В основе коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно — способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера.

Коммуникативная культура обладает общими и специфическими признаками профессиональной культуры.

Ценностный характер коммуникативной культуры выражается в том, что базовыми в коммуникативной культуре являются гуманистические ценности. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости общения для субъекта. Само общение является для субъекта ценностью.

Исторический характер коммуникативной культуры выражается в том, что способы и формы общения, выражаясь в ходе исторического развития, закрепляются в обычаях, традициях, нравах.

Информативный аспект коммуникативной культуры позволяет рассматривать содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как систему, способствующую взаимопониманию и взаимодействию людей в процессе общения. Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общества. Социально-психологическая информация представляется очень важной, передается при помощи языка этикета, использует стандарты общения, коды, знаки, символы.

Коммуникативная культура — это прежде всего «культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность», которое в свою очередь «… проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и которое сочетается с быстротой установления контактов».

Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса общения, социальное родство — желание находится в обществе, альтруистические тенденции — эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

В. Н. Куницына отмечает, что в общительности выражается потребность человека в контактах. Для общительного человека характерны легкость установления контактов, умение не теряться, стремиться к инициативе в общении, не оставаться в тени, при случае взять на себя роль лидера в группе.

Общительность предполагает умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и сменить тему, познакомиться и найти правильную форму обращения к другому человеку. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций. Общительные люди чаще экстравертированы, с подвижной нервной системой. Чертами, противоположными общительности, обладают интровертированные, замкнутые, застенчивые люди.

Контактность — важное личностное свойство человека, в котором заключены и коммуникативные способности и свойства личности, позволяющие реализовать эти способности. По определению В. Н. Куницыной «контактность — это способность вступать в психологический контакт, формировать доверительные отношения в зоне взаимодействия, основанные на согласии и взаимном принятии, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту свойствами личности».

Итак, коммуникативность или общительность — это способность к успешной групповой деятельности, способность к взаимопониманию. Общительный человек обладает хорошо развитыми коммуникативными навыками, умеет больше давать, чем получать взамен, и «неранимый» в негативной ассиметричной ситуации, например, когда партнер дает меньше позитивных эмоций обратной связи.

Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.

Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т. е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно — следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что «… воспитание развивает у молодого человека 3 дара: благостно мыслить, безупречно говорить, должное делать».

Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.

В работах А. А. Бодалева и его сотрудников четко очерчивается круг умений, необходимых для общения, они сводятся к умению понимать другого человека, для чего необходимо, прежде всего, знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр своей системы ценностные ориентации другого человека. Это сложное умение чувствования бытия другого человека, о котором писал В. А. Сухомлинский: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».

К коммуникативным навыкам, как к практическому применению коммуникативных знаний и умений, относят автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативной ситуации и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него.

В настоящее время в связи с актуализацией культурологического подхода все чаще мастерство и профессионализм будущего специалиста заменяется понятием коммуникативная культура, которую, вслед за Мудриком, мы определяем как систему знаний образцов поведения, принятых в обществе, умения органично их реализовывать в деловом и эмоциональном общении. Мы считаем правомерным характеризовать коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования. Достаточно абстрактное понятие коммуникативной культуры конкретизируется нами в системе структурных требований к личности будущего специалиста, в ее профессионально-коммуникативной направленности, осознании творческого характера труда, понимании ценности межличностного и профессионального общения, в качествах самой личности.

 

Популярные статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Диагностика уровня адаптации первоклассн…

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

09 Сен 2011

Подробнее

Воспитательный процесс и роль педагога в…

В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд ос...

09 Сен 2011

Подробнее

Факторы успешности профессиональной деят…

Заметной мировой тенденцией начала XXI века является усиление амбициозности и конкурентности людей из различных социальных групп (молодежи, предпринимателей, интеллигентов, бизнесменов, государственных деятелей, управленцев всех уровней и р...

22 Сен 2011

Подробнее

Последние статьи по педагогике

Предыдущая Следующая

Профессиональная готовность педагога к у…

Анализ отечественной педагогической и психологической литературы показал, что проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких научных направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом. В сов...

23 Ноя 2012

Подробнее

Довузовская подготовка: проблемы, поиски…

Довузовская подготовка старшеклассников - это специфическая учебная и развивающая деятельность, направленная на подготовку абитуриентов к успешному обучению в вузе, выявлению и развитию у них качеств необходимых специалисту - профессиона...

23 Ноя 2012

Подробнее

Анализ профессионального развития инжене…

Развитие науки и техники, расширение и ускоренный рост производственной сферы повысили социальную значимость результатов труда инженеров. Одновременно с возрастанием социальной значимостью инженерной профессии усложнились требования к те...

23 Ноя 2012

Подробнее